«Раннее выявление семейного неблагополучия» (Из опыта работы)
  «Раннее выявление семейного неблагополучия»

(Из опыта работы)

 

Семейное неблагополучие — дисфункциональность семьи, проявляющаяся в неспособности семьи качественно выполнять возложенные на нее функции, а в контексте детского неблагополучия — возложенные на нее обязанности по воспитанию и социализации детей. Данное состояние переживается семьей в целом и каждым ее членом в отдельности в кризисный этап развития.

 

Раннее выявление семейного неблагополучия – это выявление семей группы риска, где функциональность семьи еще не нарушена. Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).

 Выявление семей с несовершеннолетними детьми, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, осуществляют специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

— в ходе исполнения основной служебной деятельности;

- в ходе проведения межведомственных мероприятий (рейдов, плановых проверок) по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и социального сиротства;

- по сообщениям, поступившим от физических и юридических лиц.

Основными сведениями о раннем семейном неблагополучии прежде всех владеют должностные лица, которые непосредственно работают с детьми: образовательные учреждения, спортивные школы, школы искусств и тд. О весомых фактах конечно все сообщают, но вот когда выявлены факты раннего неблагополучия, то здесь каждый решает сам как поступить.

Для выявления уровня раннего неблагополучия мы на начальном этапе работаем по двум направлениям. Первое связано с работой с родителями, второе с детьми. Соответственно филиал для работы выбрал две группы факторов. Первая группа это факторы социального риска благополучию семьи и ребенка в таблице 1. Вторая группа это выявление неблагополучия при работе с самим ребенком представлены в Показателях негативного влияния неблагополучной семьи по баллам и по результатам диагностического этапа программ специалистов.  Факторами риска может быть трудная жизненная ситуация, отсутствие мотивации родителей выполнять свои воспитательные функции, структура семьи, низкая педагогическая компетенция, проблемы межличностных отношений, а также социальные, личностные и иные причины. Многие из них связаны между собой и являются следствием, например, трудной жизненной ситуации или личностных особенностей родителей. Так, например, отсутствие надлежащего присмотра за ребенком может быть связано: 1) с отсутствием мотивации родителей; 2) личностными особенностями и проблемами членов семьи; 3) педагогической неграмотностью родителей; 4) трудной жизненной ситуацией.

 

Факторы риска представлены в таблице. Причина может быть определена в каждом конкретном случае работы с семьей.

 

Таблица 1

 

Факторы социального риска благополучию семьи и ребенка

 

Перечень рисков

 неблагополучия семьи

 

Причина

Наличие

 

Материально-бытовые условия

1

Неблагоприятные бытовые условия

 

 

 

Плохие жилищные условия (теснота, нарушение санитарно-гигиенических норм). Плохое санитарное состояние жилья

 

 

 

Нестабильность места проживания. Беженцы, переселенцы

ТЖС

 

 

Отсутствие места для игр и занятий, для школьников места для приготовления уроков

 

 

 

Отсутствие кровати и постельного белья для ребенка

 

 

2

Низкая материальная обеспеченность семьи:

 

 

 

Безработные родители или отец

 

 

 

Низкая заработная плата, нерегулярные доходы

 

 

 

Неумение строить бюджет семьи (наличие долгов)

 

 

3

Сверхвысокие доходы:

 

 

 

Чрезмерная занятость родителей (6—7 дней в неделю или более 10 ч в день), командировки

 

 

4

Место жительства (неблагополучный микрорайон)

 

 

 

Структура семьи

5

Полная семья (юридически неполная, но фактически — полная)

 

 

 

Мать и отчим, отец и мачеха

 

 

 

Семья со сводными братьями и сестрами, приемными детьми, семейный детский дом

 

 

 

Однодетная семья

 

 

 

Многодетная семья

 

 

 

Неполная семья (юридически полная, но фактически неполная)

 

 

 

Одна мать, один отец

 

 

6

Приемная семья

 

 

 

Опекунская семья

 

 

 

Нет родителей; живет с бабушкой, дедушкой, другими родственниками

 

 

 

Усыновление

 

 

 

Личностные

7

Зависимости у родителей

 

 

 

Алкоголизм: у отца у матери у обоих родителей

 

 

 

Наркомания: у отца у матери у обоих родителей

 

 

8

Инвалидность родителей

 

 

9

Психическое заболевание одного из родителей

 

 

10

Длительное тяжелое заболевание и (или) смерть одного из родителей. Психологические проблемы родителей

ТЖС

 

 

Межличностные

11

Конфликтность родителей (ребенок свидетель семейных конфликтов)

 

 

12

Ребенок — объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей

 

 

13

Ребенок — орудие разрешения семейных споров (манипуляция ребенком)

 

 

14

Взаимоотношения между родителями и ребенком (частые конфликты)

 

 

15

Повторный брак у родителей (в том числе сожительство): у матери, у отца, у обоих родителей

 

 

16

Эмоциональная отверженность всех членов семьи

 

 

 

Социальные

17

Криминальная семья (судимость одного или нескольких членов семьи) Состояние на учете в ПДН и КДНиЗП

 

 

18

Восприимчивость семьи к кризисам (подверженность стрессам)

 

 

19

Низкий уровень образования: у одного родителя у обоих родителей

 

 

20

Неконтактная (недоверчивая) семья, слабые контакты или конфликты с окружающими. Изолированная семья

 

 

21

Семья в состоянии развода

 

 

 

Отношение к ребенку

22

Враждебное отношение к ребенку:

 

 

 

Физическое насилие в отношении ребенка.

Телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи или домочадцем, и степень тяжести повреждений требовала медицинской помощи

 

 

 

Сексуальное насилие в семье в отношении ребенка

 

 

23

Экономическое насилие. Эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка

 

 

24

Пренебрежение нуждами ребенка

 

 

 

Неудовлетворительное питание

 

 

 

Несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка

 

 

 

Отсутствие необходимого ухода за ребенком (особенно до трех лет)

Отсутствие мотивации родителей

 

 

Отсутствие присмотра за ребенком (особенно до трех лет)

 

 

 

Аномалии воспитания

25

Неразвитость родительских навыков и чувств, уровень педагогической культуры родителей

 

 

 

Гиперопека (чрезмерная опека) и гипоопека (ее отсутствие)

 

 

 

Неадекватный родительский контроль.

Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей

Педагогическая неграмотность

 

 

Семейная депривация (эмоциональное отчуждение)

 

 

 

Таким образом, представленные в таблице факторы риска семейного неблагополучия позволяют сделать первый шаг в социальной диагностике с целью отнесения семьи к определенной группе — кризисной, неблагополучной или группе социального риска. Для выявления раннего неблагополучия проведение родительских лекториев,  выступление на родительских собраниях специалистов, проведение диагностик с родителями.

Работа с детьми строится следующим образом. В филиале выпускаются информационные буклеты, в которых представлены программы, разработанные специалистами филиала. Буклеты предназначены для школ района. Если в классе имеет место ситуация, вызывающая тревогу, то классный руководитель, после согласования  с директором школы, обращается в нам в филиал. Тревожные ситуации различны: в большей степени класс с девиантным поведением, конфликтная ситуация внутри класса; конфликтная ситуация между детьми (ребенком) и учителем; работа с социальным окружением ребенка, находящимся на учете в социально опасном положении и другое. Образовательное учреждение, проведя работу с детьми и родителями, обращается к нам с запросом на реализацию на базе учреждения конкретной программы. Дальше работаем с детьми. В процессе работы совместно с классным руководителем мы определяем по Показателям негативного влияния уровень социального неблагополучия и безопасности ребенка. Также проводится первичная диагностика социальным педагогом и педагогом-психологом.     Таким образом оценивается ситуация по каждому ребенку или по отдельным детям совместно с классным руководителем и делаем заключение о категории семьи и степени необходимого вмешательства в решение проблем семьи и ребенка с целью профилактики социального сиротства. Дальше начинается работа с семьей. 

 Показатели негативного влияния неблагополучной семьи по баллам:

- Внешний вид

1.                Соответствует возрасту нормам развития – 5

2.                Печальный или уставший внешний вид -4

3.                Неряшливость и санитарно-гигиеническая запущенность – 3

4.                Задержка речевого или моторного развития – 2

5.                Задержка роста, низкая масса тела – 1

- Здоровье:

6.                Ребенок здоров – 5

7.                Частые вялотекущие хронические и инфекционные заболевания – 4

8.                Психоз, невроз, депрессии, энурез, гиперактивность, нервные тики, сосание пальца, раскачивание -3

9.                Задержка умственного развития, отставание в развитии – 2

10.           Подростковый алкоголизм, наркомания – 1

-Безопасность

11.           Ребенку ничего не угрожает – 5

12.           Эмоциональное насилие, унижение достоинства ребенка – 4

13.           Физическое насилие: следы от ударов ремнем, синяки – 3

14.           Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания – 2

15.           Травмы, сопряженные с риском для жизни (ожоги, гематомы от ударов, раны, нанесенные колющими и режущими предметами) – 1

-Навыки социальной коммуникации:

16.           Соблюдение правил хорошего тона – 5

17.           Непослушание, упрямство – 4

18.           Трудности при вступлении в контакт с незнакомцем – 3

19.           Привлечение внимания любым способом – 2

20.           Неадекватное ситуации поведение – 1

-Школьная успеваемость:

21.           хорошая – 5;

22.           удовлетворительная – 4;

23.           Пропускает школу, уклоняется от учебы – 3

24.           Остается на второй год – 2

25.           Бросил школу – 1

-Внешкольное общение:

26.           Включен во внеучебную деятельность, посещает мероприятия, кружки – 5

27.           Несистемное досуговое общение по интересам – 4

28.           Пустое времяпровождение – 3

29.           Асоциальные группы с ориентацией на выпивку и драки – 2

30.           Криминогенные группы, состоящие на учете ИДН и КДНиЗИ – 1

-Жизненные цели:

31.           Жизненные планы определены – 5

32.           Позитивное отношение к будущему, но жизненные планы определены – 4

33.           Отсутствие целей – 3

34.           Цели примитивные, носят негативную окраску – 2

35.           Асоциальные и низменные цели – 1

-Эмоциональное состояние:

36.           Уравновешенность психики – 5

37.           Личностная тревожность – 4

38.           Проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией. Подавленное состояние – 3

39.           Склонность к уединению, состояние аутизма - 2

Перечень показателей неблагополучия позволит целенаправленно проводить наблюдение и опрос специалистам социальной работы в процессе сбора информации о семье и ребенке.

Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального неблагополучия и безопасности ребенка:

— ниже 25 предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

— от 26 до 36 — социальное благополучие ребенка определяется в пределах допустимой нормы;

— более 37 — высокий уровень благополучия ребенка (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).

Таким образом, используя инструменты для выявления неблагополучия семьи и уровня безопасности и благополучия ребенка, можно сделать заключение о категории семьи и степени необходимого вмешательства в решение проблем семьи и ребенка с целью профилактики социального сиротства.

 

Как правило, в неблагополучных семьях присутствует совокупность нескольких негативных факторов.

 

 

Заведующая филиалом

Устинникова Людмила Алексеевна