Наказание или бессмысленное унижение?

Можно ли воспитывать детей, не наказывая? Педагоги, психологи и родители не единодушны в этом вопросе. Одни считают, что наказание неприемлемо в принципе, а другие уверены, что оно является панацеей от многих проблем в поведении ребенка. Большинство из нас воспитывались методом кнута и пряника, и никто не видит в этом ничего плохого. Но ведь и наказание наказанию рознь. Давайте разберемся с самым древним воспитательным методом, чтобы не навредить растущему человеку.

Задачи наказания.

Наказание – воспитательный метод, направленный на коррекцию нежелательного поведения. Другими словами, наказанию всегда предшествует проступок – любая нежелательная активность ребенка, которая может выражаться в действии, бездействии или словах.

Задачи наказания:

1.              Коррекция нежелательного поведения.

2.              Профилактика нарушений поведения.

3.              Контроль над соблюдением личностных границ.

4.              Поддержка авторитета родителей.

Эти задачи редко учитываются при наказании ребенка: акцент делается на том, чего делать нельзя, и лишь изредка – на том, как следует поступить. Родителям зачастую не хватает времени, знаний и сил на корректировку детского поведения, и они используют методы, которые унижают ребенка и не решают поставленных задач: игнорирование, лишение удовольствий, крики и оскорбления, физическое наказание.

Некоторые типичные ситуации непослушания детей и ответного поведения родителей. Без сомнения, многим мамам и папам знакомы эти сценарии.


Ситуация

Ошибки

Правильные выражения

Ребенок баловался за столом и перевернул тарелку с обедом.

  – Ты бестолковый! Сколько раз тебе говорили: не вертись!

  – У тебя руки-крюки.

  – Выйди из-за стола – будешь есть один после всех.

  – Это случилось, потому что ты неправильно ведешь себя за столом. Встань и убери за собой.

Ребенок не выполнил домашнее задание и получил двойку.

  – Придем домой, и ты на всю жизнь запомнишь, как не выполнять домашнее задание.

  – Неуч, бестолковый, глупый... (Далее – оскорбления в том же духе.)

  – Вообще забудешь, что такое прогулка.

  – Домашние задания нужно выполнять. Объясни причину своего невыполнения.

 (Далее нужно провести работу по ликвидации причины: проверка дневника, контроль за записью, изменение в режиме дня.)

  – Сегодня мы выполним вчерашнее задание, а потом и сегодняшнее.

Ребенок не хочет убирать игрушки.

  – Бессовестный, ты не любишь своих родителей!

Не нужно кричать – нужно начать уборку вместе с ребенком. В следующий раз предупредите ребенка перед игрой, что, если он не будет убирать игрушки, он больше не получит их.

Ребенок не слушается маму.

 – Ты мне сегодня не нравишься.

 – Ты плохая невоспитанная девочка.

– С такими, как ты, никто не дружит! Дети не будут с тобой играть.

 – Мне не нравится, как ты себя ведешь.

 – Ты хорошая девочка, но твое поведение заставляет думать другое.

 – Если ты будешь так себя вести, то дети с тобой не будут дружить.



Ошибкой является осуждение ребенка, а не его поступка. Своими словами родители обижают и запугивают детей вместо того, чтобы разобраться в ситуации.

Как наказывать ребенка.

Наказание используется, если проступок нельзя «отменить» или исправить. В других ситуациях учите ребенка исправлять свои ошибки.

Правило 1. Первый раз не считается.

Даже если вы сто раз говорили ребенку, что нельзя что-то делать, первое нарушение правил не считается проступком при условии, что ребенок осознает неправильность своего поведения.

Проговорите с ребенком еще раз правила поведения, выслушайте его оправдания и заверения в том, что он больше так не будет. Предупредите ребенка, что в первый раз простите его, но в дальнейшем непременно накажете.

Правило 2. Наказывается проступок, а не ребенок.

Ни в коем случае не позволяйте себе делать акцент на личности. Помните, что сам ребенок хороший – он просто плохо (неправильно) себя повел.

Правило 3. Не оскорбляйте ребенка.

Не позволяйте себе ни при каких условиях оскорбительных слов в адрес ребенка.

Правило 4. Умейте прощать.

Умейте слушать и слышать своего ребенка. Если он искренне раскаивается и обещает исправиться, ребенка нужно простить, а наказание отменить.

Правило 5. Наказания должны быть редкими.

Только в этом случае они имеют смысл – в противном случае ребенок просто привыкает к наказаниям.

Правило 6. Наказание не должно быть произволом или местью.

Наказывая ребенка, взрослый не должен демонстрировать гнев, вспоминать прошлые ошибки. Наказывать нужно спокойно, тщательно разъясняя причину.

Правило 7. После наказания проступок должен быть забыт.

Суть этого правила в том, чтобы не припоминать ребенку проступки, за которые он был наказан. Взрослые не должны менять стиль общения с наказанным ребенком. Не допускайте бойкота, суровых взглядов, игнорирования.

Постоянные наказания убивают в ребенке внутренние силы, формируют покорность и пассивность. Маленький человек с детства теряет способность к самовоспитанию и саморазвитию. Чем жестче наказания, тем меньше самовоспитания. Неудивительно, что в семьях, где применяются физические наказания, вырастают слабохарактерные, безвольные, агрессивные дети. Детская жестокость формируется в том числе и из-за наказаний.

 

Берегите и уважайте своих детей!

  

Хрущева Н.П. Педагог-психолог 












 Бить или не бить?

  Как излечить родительский «синдром избиваемого ребенка»?

 

  В России ежегодно регистрируется от 100 до 130 тыс. случаев жесткого обращения с детьми и подростками.    По данным научных исследований в РФ насилие в той  или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. В результате родительской жестокости гибнут дети: ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Из них каждый десятый ребенок умирает. Вдумайтесь в эти цифры. Страшно.

 Совсем недавно в телевизионной программе «Пусть говорят» громко и с надрывом  обсуждался случай гибели мальчика Коли, умершего во сне после "отцовского внушения" по поводу прилежной учебы.  Любовь к наукам папаша прививал сыну кулаками. Так старался, что мальчишка, уснув после отцовской экзекуции, уже больше не проснулся.

Всем хором судили мать: дескать, не вступилась за сына, не защитила, не сдала муженька полиции, когда у того созрел коварный план, спрятать тело мальчика и объявить на всю деревню, что Коля пропал.

Наверное, о том, что в российской глубинке жила такая семья, в которой отец -уголовник держал в страхе всех домочадцев и постоянно избивал жену и троих малолетних детей, никто бы и не знал, если бы не гибель ребенка.

А сколько таких семей по всей стране? И зачастую об истинном положении детей в семьях с систематической жестокостью и насилием становится известно только тогда, когда  исправить или помочь уже нельзя. 

В масштабах района картина более осязаемая, хотя количество неблагополучных семей, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, не тождественно числу семей, в которых в той или иной форме проявляется жестокое обращение с детьми.  В нашей стране лишь о 7 %  случаев жестокого обращения с детьми становится известно правоохранительным органам. В действительности, семей, в которых методы родительского воспитания не безобидны для ребенка,  гораздо больше. «Синдромом избиваемого ребенка» страдают не только социально неблагополучные  семьи, но и внешне вполне стабильные, благополучные семьи.

Ну вот, что же теперь и «шлепнуть» ребенка нельзя, если он разбаловался и на родительский призыв вести себя хорошо не обращает внимания? – наверняка, зададитесь вопросом. Где вообще проходит граница между нормальным, приемлемым воспитанием  «трудных», «непослушных» детей и насилием над ними, уместно ли говорить о жестоком обращении, когда в качестве воспитательной меры родители используют «шлепки» или ремень?

 Ответ зависит от многих переменных: возраст ребенка, сила «шлепка» и уровня педагогической компетентности самих родителей.

Совсем недавно, ожидая очереди на кассе в магазине, довелось наблюдать такую сцену: мама с маленькой дочкой, лет от силы трех-четырех преподносила малышке «урок хороших манер». Прогулка по магазину, очевидно, утомила девочку, она принялась покусывать пальчики. Заметив, как дочка потянула пальцы в рот, мамаша груба оборвала:

- Сколько можно говорить: нельзя этого делать! Я тебе пальцы сейчас переломаю, чтобы ты больше их не облизывала!

Пальцы, конечно, мама не переломает, но зачем же так! Окажись мама более внимательной, она бы поняла, что ребенок просто устал, а возможно, разнервничался, ведь плохие привычки у детей беспричинно не появляются, особенно в столь раннем возрасте, и грубым запретом их точно не исправишь.

Я думаю, вы понимаете, о чем я говорю.  Наказание, если ребенок его, действительно, заслуживает, не должно унижать достоинства маленького человека, и уж тем более,  причинять ему физический вред, оставлять тяжелые последствия для его эмоционального развития. Ведь психологические травмы, полученные в детстве, сопровождают человека на протяжении всей его жизни.  Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что дети, вырастая, сами становятся обидчиками, стремятся разрешать свои проблемы посредством жестокости. В результате, жестокость порождает жестокость. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, впоследствии не только испытывают серьезные трудности в создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их здоровыми физически и нравственно. У детей из семей, в которых побои и брань применяются в качестве основного  «метода воспитания», занижена самооценка, наблюдаются такие признаки задержки развития, которые психологи называют «неспособностью к процветанию».   Воспринимать окружающий мир через призму негативного опыта и травм, причиненных самыми близкими людьми – родителями тяжело,  ещё тяжелее, став взрослым, найти свое место в жизни и доказать самому себе и окружающим, что ты не никчемный, ты хороший, умный, способный, талантливый, на это может быть потрачена целая жизнь.

Как излечить «синдром родительской жестокости»? Наверное, чаще помнить о том, дети – это наше зеркало, и если в них что-то не так, стоит заглянуть в себя, начать воспитывать и исправлять себя, а дети – их нужно просто любить, не жестокостью воспитывать, а заботой и любовью.

 

Если вы видите, что ребёнок постоянно остаётся без присмотра родителей, голоден, одет не по сезону, видны следы побоев,

не оставайтесь равнодушными, сообщите об этом по телефону:

 

телефон полиции 02

телефон отдел по охране прав детства 5-41-82, 5-41-91

телефон центра помощи семье и детям «Чайка» 5-06-73

телефон комиссии по делам несовершеннолетних 6-48-07

телефон доверия для детей и подростков 8-800-2000-122

 

Фирсова Е.С.

Центра социальной помощи семье и детям «Чайка»