«Эмоциональное развитие через работу с куклой»  

Кукла играет в жизни человека исключительную роль. Наверное, у каждого есть свои воспоминания, связанные с таким интересным и забавным атрибутом, как кукла. Но для всех это своеобразное возвращение в детство, в беззаботное время игрушек и развлечений.

За все время своего существования кукла выполняла не только роль детской игрушки. В различные времена их изготавливали как идолы для поклонения богам, обереги для дома и семьи, использовали в религиозных шествиях и для развлечения на ярмарках. Они имели различную форму и размеры, в зависимости от предназначения.

Куклы с давних времен имеют свое место в жизни русского народа. Изначально куклы использовались как талисманы и обереги. Первые куклы на Руси делали из дерева, соломы, а после - из тряпок. Изготовление тряпичных кукол своими руками для родного человека (мужа, ребенка, сестры, брата, отца и матери) считалось самой большой защитой от болезней, злых духов.

Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы, в том числе и психологические. Хоть куклы и считаются атрибутом детства, они занимают немалую роль в жизни взрослых.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Куклы могут многое - и учить, и лечить, но только если попадают в добрые руки. Появилось целое самостоятельное направление - куклотерапия. В своей практике работы с детьми и их родителями я на коррекционных занятиях применяла данное направление    -  куклотерапия. Оно позволяет работать с детьми самого разного возраста: от четырех лет и до четырнадцати, увлеченно работают по этому методу и родители. Мы изготавливали куклы из фольги. Данный метод работы с фольгой я применяю на своих занятьях уже около года. И есть результаты работы. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – родитель.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней.

        Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения.

Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:

• Неврозы.

• Повышенная тревожность, страхи.

• Низкая самооценка.

• Трудности взаимоотношений с окружающими.

• Депрессии.

• Стрессовые ситуаци.

Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Она широко используется для разрешения внутри- и межперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, заиканием, нарушениями поведения и т.п.

Куклотерапия помогает воспитывать у детей способность контролировать свои чувства (не в смысле подавлять любые проявления эмоций, а научить не бояться их проявлять, даже негативные чувства и эмоции, без вреда окружающим).

Подводя итоги, можно кратко сформулировать, что же дает куклотерапия как метод психологической коррекции?

• С помощью создания кукол можно проявить себя. И, как в зеркале, увидеть себя со стороны.

• С помощью кукол, возможно проигрывать сценарии, которые будут происходить в дальнейшей жизни человека.

• С помощью взаимодействия с куклой можно проявить и пообщаться с той частью своей души, которая сейчас наиболее нуждается в нашем внимании и поддержке.

• С помощью кукол возможно «перепрожить» те моменты жизни, которые были некомфортными или болезненными.

• Кукла может быть оберегом.

• Кукла может быть ресурсной.

• Кукла всегда несет добро и поддержку.

 

 Педагог-психолог ГБУ КО ЦСПСД «Чайка»    И. Малючкова