Мама, я - сам!

Ваш малыш, кажется, еще только недавно научился говорить, а уже гордо заявляет: «Я сам!» В ребенке просыпается личность, и стремление к самостоятельности совершенно оправданно. Развитие ребенка от одного года до трех лет специалисты считают необычайно важным этапом в его жизни, а возраст три года называют серединой пути "психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста.

Кризис трёх лет известен в возрастной психологии как кризис «Я сам!», «Кризис упрямства» - эти слова, наверное, знакомы каждому, кто имеет счастье быть родителем. Иногда родители думают, что легче все сделать самим, чем научить чему-то ребенка. Нетерпеливо ожидая, пока ребенок сам оденется, родители выхватывают штанишки, курточку и быстро его одевают, да еще приговаривают, что малыш – копуша. Или быстренько зашнуровывают ботиночки, не давая ему самому, наконец, завершить эту увлекательную работу. Понятно, у взрослых на это уходят считанные минутки, а для малыша серьезное дело. Точно также, маме проще покормить ребенка с ложечки, чтобы потом не отмывать стол, полы и самого ребенка, впоследствии решить задачку или написать сочинение, чтобы не тратить времени на долгие объяснения, да и успеть посмотреть телевизор.

А что потом? Потом так и придется делать все самим, или же ругать ребенка, который без мамы с папой сам не в состоянии ничего сделать. Да еще горевать, что вот у всех дети самостоятельные, а вам не повезло, - ваши такие неприспособленные и беспомощные! Но ведь существует простой закон воспитания самостоятельного человека: никогда не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Да, это может доставить ребенку неудобства, даже неприятности, стрессы, когда долго что-то не получается, а вам - стоить большего количества времени, сил и терпения, но как иначе научить детей справляться со своими проблемами самостоятельно? А если их упорно оберегать от любых сложностей, вырастут люди, которые недостаточно верят в себя и любой ценой избегают риска и любых сложностей. Как правило, таким детям особенно тяжело приходится с первых школьных дней, когда появляются сложности, а рядом нет заботливых папы с мамой. Поэтому начинать готовить и учить самостоятельности нужно буквально с младенчества. Неужели не интересно посмотреть на старания малыша, которые учится делать первые, простые, но очень важные дела: одеваться, правильно есть, убирать игрушки и пр.?! Но вот ваш малыш, попытавшись застегнуть пуговицы на рубашке, приходит в отчаяние и начинает злиться, кричать и кусать свою непослушную одежду. Действительно, чтобы застегнуть одну пуговицу, нужны сотни тонких моторных навыков, просто мы, взрослые, об этом давно забыли. Поэтому не нужно считать малыша беспомощным, думать, что у него ничего не получится! Напротив, похвалите его, скажите, что он такой умелый, что все делает правильно! Это ободрит ребенка и он будет стараться и радоваться своим успехам. Такие маленькие шаги на пути к взрослению, к самостоятельности и уверенности в себе, очень важны для становления характера маленького человека, для его будущего. Задача родителей – не делать за него эти самые шаги, а быть рядом, учить, помогать, направлять, поощрять. Да-да, не забывайте каждый раз, когда ваш сынишка или дочка сделает что-то самостоятельно, оценить то, что у него получилось - или хотя бы его старания. Не жалейте добрых слов и похвалы, когда дети их действительно заслужили. Это повышает их самооценку и убеждает детей в том, что родители любят их. А, кроме того, повышают интерес и вызывают желание сделать что-то еще.

«Я сам!» - хорошие слова! Это здорово, когда ваш ребенок часто повторяет их. Не отбивайте у него охоту быть самостоятельным, будьте мудрыми и терпеливыми.

 

 

                                Социальный педагог отделения реабилитации

                                для детей и подростков с ОВЗ «Семицветик»

                                                        Кретова Г.А.