Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.
 Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.
Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых.  
В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого.
Причины возникновения компьютерной зависимости
  • Отсутствие навыков самоконтроля. Не может самостоятельно контролировать свои эмоции, ребёнок не может наметить перспективу, просчитать ситуацию.
  • Отсутствие контроля со стороны родителей, неумение самостоятельно организовывать свой досуг.
  • Дефицит общения в семье. Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.
  • Стремление подростка уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.
  • Ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином.
  • Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.
  • Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками.
  • Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.
Признаки компьютерной зависимости
  • Отрыв от работы или игры за компьютером  воспринимается агрессивно,  ребенок не откликается на просьбы.
  • Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно.
  •  Начались проблемы с учёбой.
  • Появились проблемы в общении, частые конфликты  
  • Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.
  • Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх,  Интернете.
  • У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна,  прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.
  • Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

 
Правила техники безопасности при работе за компьютером
  • Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения.
  • Монитор должен находиться в 60 -70 сантиметрах от пользователя и чуть выше уровня глаз.
  • Ребёнку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же родителям очень хочется приобщить своего малыша к информационным технологиям, то по крайней мере не разрешайте ему сидеть за компьютером более 20 минут в день и чаще чем раз в два дня.
  • Для детей 7 – 12 лет компьютерная норма – 30 минут в день.
  • 12 – 14 – летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
 
Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?
  • Ознакомить его с временными нормами работы на компьютере. 
  • Контролировать внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции).
  • Приобщать к выполнению домашних обязанностей.
  • Ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе его дел.
  • Осуществлять контроль и цензуру компьютерных игр и программ.
  • Научить ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.
  • Не забывать, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для   ребёнка (с учётом своих норм).
 
Что делать если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?

 
  • Не пытайтесь давить на ребёнка, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего резко и быстро, так как если Ваш ребёнок «завис», то резкое отлучение его от компьютера может привести к необратимым поступкам.
  • Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
  • Попробуйте выйти на диалог с ребёнком. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.
  • Поговорите о свободе и праве выбора, их границах и ответственности за  право принимать решения.
  • Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном мире. Проследите реакцию ребёнка на  новые условия и, самое главное точность их выполнения. Проверьте, сложно ли ребёнку соблюдать новые временные рамки.
  •   В случае если сокращать время постепенно удаётся, то идите этим путём до установления нормы.
  • Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой. При необходимости обращайтесь к психиатру.
 
Подводя итог, хочется еще раз акцентировать внимание на следующем: родителям необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими,  но при этом нельзя ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.


Педагог-психолог И.М.Малючкова