ребенок-и-плохие-слова.jpg

 

«Мама, а что такое…»И розовощекий малыш произносит нечто, что и от взрослого-то не ждешь услышать. Или обзывает обидчика таким словом, что окружающие с ужасом на вас косятся. Ребенок ругается! Что с этим делать?

 

Не детские это слова..

 К тому, что взрослые люди порой «выражаются», все относятся по-разному. Кто-то испуганно вздрагивает, даже если при нем вслух именуют собаку женского пола (хотя вообще-то это слово литературное). Кто-то не видит беды в том, чтобы в момент досады выронить в сердцах сочное словечко. Есть и такие, что находят в такой лексике особую прелесть, с удовольствием читают (а иные и сочиняют) стихи и прозу с ее использованием. И всех их объединяет одно: негативное отношение к употреблению «этих слов» детьми. Когда ругаются невинные создания, это плохо. А раз плохо, то надо такое поведение пресекать.

 



КАК НЕ НАДО

Положительных эмоций у адекватного взрослого детский мат не вызовет. И зачастую первый позыв – как можно скорее пресечь подобное поведение.

·   «Что я слышу! Какой ужас! Это мерзкое слово!» Подобные аффективные восклицания как бы подчеркивают сочное словечко жирной красной чертой, выделяют среди остальных. А значит, намертво фиксируют его в детской памяти. Если же ребенок склонен к демонстративному поведению, он усвоит еще и то, что употребление такого слова – безотказный способ привлечь к себе внимание.

     «А вот я тебе по губам!» Или еще проще: шлепнуть по губам без предупреждения. А что, так многие делают, старый дедовский способ. Бывает, еще и рот с мылом моют: мол, ты грязно ругался, испачкался. Только многих ли это отучило ругаться? Зато таким способом можно добиться, чтобы ребенок через всю жизнь пронес обиду на маму или папу.   

     «Так говорить нельзя!» Нельзя, потому что я старше тебя. Хороший способ пробудить в ребенке ощущение несправедливости происходящего.

    «Тебе еще рано знать, что это такое!» Скажите, пожалуйста, он проявляет любознательность. Мал еще знать, что это за слово. А ведь есть риск, что все-таки спросит – только не у вас, а у сверстников. И еще неизвестно, как они ему объяснят значение непонятного слова.

 

КАК МОЖНО

Чтобы замечание подействовало, важно подобрать правильные слова.

 

    ·        «Это слово ругательное, его произносят, если хотят кого-то сильно обидеть». Достойный ответ, на «что это такое?» Потому что как объяснить малышу, что обозначает матерное слово, если весь русский мат завязан на межполовых отношениях, о которых он если и имеет представление, то смутное? Лучше уж на доступном уровне.

     ·        «Это мусорное слово. Ты же не подбираешь грязные бумажки с асфальта? Вот и такие слова лучше не произносить». Дети очень чутко реагируют на образные объяснения.

     ·        «В нашей семье такие слова запрещены». Что ж, везде имеют место свои правила: по кухне не ходят в уличных ботинках, в детский сад не приводят любимую собачку, в ванну не залезают прямо в одежде. Такие вот не требующие объяснения аксиомы. А в вашей семье, оказывается, не говорят некоторых слов. Еще одно правило.

·        Если ребенок произносит «недетское слово» впервые и ваших объяснений не требует, можно это факт просто… проигнорировать. Точнее - сделать вид, что игнорируете, после чего отследить реакцию малыша на ваше равнодушие. Если ее как таковой нет – значит, о «нехорошести» слова ребенок пока не подозревает, просто где-то услышал и без задней мысли произнес. Можно и дальше «не замечать» - как пришло, так и уйдет. А если малыш хитро на вас косится и явно ждет вашей реакции – значит, уже знает, что слово какое-то не такое; тогда, смотрим предыдущие пункты.

                                            

 

  Специалист по социальной работе ГБУ КО ЦСПСД "Чайка" Терешонкова О.А.