С медицинской точки зрения курение, алкоголизм, наркомания – это заболевания, связанные с привыканием организма к воздействию отравляющих химических веществ, без которых человек не может чувствовать себя работоспособным, но в то же время эти вещества оказывают разрушающее действие практически на все органы и ткани. Лечение уже развившихся болезней – процесс трудный и длительный, и к сожалению, до сих пор недостаточно продуктивный. Поэтому профилактика данных заболеваний, как и любых других, в настоящее время представляется более эффективным средством. Формирование внутренней установки человека, направленной на здоровый образ жизни, формирование поведенческих навыков, которые позволят человеку благополучно общаться с другими людьми, формирование адекватного самовосприятия, самосознания – непосредственное предупреждение вредных привычек. Когда же следует начинать проводить профилактические мероприятия? По мнению специалистов НИИ наркологии, профилактика эффективна в том случае, если ее начинать за 2-3 года до предполагаемой пробы. По статистическим данным, в 7-8 лет пробуют покурить 50% детей. Следовательно, начинать профилактику нужно уже в 5-6 – летнем возрасте. Испытывать различные чувства – одна из важнейших особенностей человеческой психики. Каждый человек испытывает те или иные чувства в различных ситуациях. И в жизни мы можем встретить самые различные проявления похожих на первый взгляд чувств: от полного бездействия до бурного эмоционального всплеска. Это зависит от многих обстоятельств: от врожденного темперамента, от состояния здоровья, от полученного воспитания, от умения «держать себя в руках»… И если данный от рождения темперамент изменить различными занятиями почти невозможно, то научить человека управлять своими чувствами, помочь ребенку в том, чтобы эмоциональные проявления не несли разрушительный характер – эта задача выполнимая. Однако надо иметь в виду, что учиться управлять своими чувствами человеку придется почти всю жизнь, и в дошкольном возрасте он делает в этом направлении лишь первые шаги. Поэтому не стоит требовать от шестилетнего ребенка, чтобы он в считанные минуты справился с охватившей его злостью, «потому что об этом уже рассказывали на занятиях». В этот период от взрослых, которые находятся рядом с детьми, требуется много терпения, энергии, фантазии лишь после многократных повторений, обсуждений реальных или выдуманных ситуаций мы сможем увидеть, как ребенок, вместо того, чтобы драться и кричать, «надувает злостью» воздушный шарик, или берет краски и идет рисовать свой страх. Предлагаю несколько рекомендаций, которые могут оказаться полезными для вас: 1. Научите ребенка различать и высказывать свои чувства. Первый шаг к этому – это проговаривание ваших собственных чувств, возникающих в различных ситуациях: «Я расстраиваюсь, когда у меня не получается задуманное», «Я сержусь, когда на меня кричат». Обращайте внимание ребенка на чувства других людей, детей «Я полагаю, Лена почувствовала обиду из-за того, что ее не приняли в игру». Спрашивайте у ребенка, какие чувства он испытывает, когда его отрывают от игры, когда он проигрывает, выигрывает в игре, когда его хвалят или в чем- то обвиняют… Помогите ему называть свои чувства, для этого вводите в его словарь как можно больше таких слов, которые обозначают различные эмоциональные состояния: радость, обида, досада, растерянность, удивление, волнение, восторг, страх, гнев, стыд, спокойствие… 2. Помогите ребенку научиться различать чувства и поступки. При этом важно сделать акцент на то, что чувства не могут быть ни плохими, ни хорошими. Каждый человек имеет право испытывать различные, в том числе и неприятные чувства, но кричать, ломать предметы и игрушки, драться со сверстниками – это действия недопустимые. Задача взрослых – не допустить, чтобы в порыве сильного чувства ребенок совершал действия, которые грозят ему самому и окружающим неприятными последствиями. 3. Познакомьте ребенка со множеством способов, помогающих справиться с неприятными чувствами. Это те способы, которые помогут ребенку заменить неприемлемые способы действия на допустимые. В этом вам помогут наши занятия. От умения взаимодействовать другими людьми очень часто зависит и семейное счастье, и дружеские отношения с другими людьми, деловой успех взрослого человека. И, как и во всяком деле, чем раньше человек приобретет необходимые навыки сотрудничества с другими людьми, тем легче будет ему в дальнейшем продвигаться по ступеням жизненной школы общения. Чему же необходимо научить ребенка в дошкольном возрасте? Прежде всего, позитивному восприятию себя и окружающих людей. Затем, осознанию того, что все люди в разных обстоятельствах испытывают разные чувства и эти чувства оказывают влияние на поведение человека. В этом возрасте следует обучить детей элементарным навыкам сотрудничества: - чаще говорить ребенку о его положительных качествах, о том, чем ему можно гордиться, о его потенциальных возможностях. Позитивная, адекватная самооценка – основа спокойных, доброжелательных отношений с окружающими в любом возрасте. Человек, уважающий себя, принимающий себя, легче научится видеть и ценить хорошее в окружающих, а основы самоуважения закладываются в детстве, и идут прежде всего из положения в семье. - учите ребенка видеть в окружающих людях положительные качества, говорите ребенку о тех чертах, которые вам нравятся в героях фильмов и сказок, в членах вашей семьи, в ваших знакомых; - обращайте внимание на то, что окружающие люди, попадая в ту или иную ситуацию, испытывают различные чувства, и от этого часто зависит, как поступает человек. Заметить же проявление чувств можно по мимике, позе. Жестам, т.е. по внешним признакам. Обсуждая, вспоминая, те или иные события из жизни ребенка или его друзей, спрашивайте у него: «Как ты думаешь, что чувствовал Олег, когда Миша сломал его машинку?», «Как ты узнал о его чувствах?», «А что бы почувствовал ты, если бы был на месте Олега? А на месте Миши?». - познакомьте ребенка с элементарными правилами взаимоотношений:  договариваться об очередности вступления в игру, о том, кто будет первым играть понравившейся игрушкой, кто будет водить в игре и т.д. можно с помощью считалок;  если ты кого-нибудь нечаянно толкнул, ударил, обязательно извинись; если тебя кто-то нечаянно ударил и извинился, не стоит давать сдачи и устраивать драку;  если тебе что-то не нравится в том, как поступают с тобой приятели, обязательно открыто обсуди это с ними. Эти, казалось бы, простые правила, применять на практике для многих для многих детей достаточно сложно, тем не менее, ребенку необходимо из знать и постепенно, сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно, учиться налаживать с окружающими людьми такие отношения, которые устраивали бы всех, кто принимает участие в общении. Непосредственное предупреждение вредных привычек – помочь ребенку научиться ладить с собой и с другими людьми, помочь научиться делать выбор в пользу здорового образа жизни, развития умения управлять своими чувствами и эмоциями. Социальный педагог ГБУ КО ЦСПСД «Чайка» Хрущева Н.П.