«Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью»

       Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с умственной отсталостью двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной, трудовой и творческой деятельности, последующей адаптацией в обществе.

     Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.

    Таким образом, особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта заключаются в том, что у них хуже развита кинестическая чувствительность.

       Нервные окончания пальцев рук, ладоней и кистей рук непосредственно связаны с мозгом. С целью воздействия на биологически активные точки, стимулирования зон коры больших полушарий необходимо применять различные техники массажа:

·       массаж шишками,

·       грецкими орехами,

·        карандашами, массаж Су-Джок.

     Данную работу нужно проводить в игровой форме перед выполнением заданий по письму, рисованию. Сопровождать массаж короткими стишками, потешками, рассказыванием детям сказок.

     Помимо благотворного влияния на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры с предметами эмоционально обогащают процесс, побуждают более старательно выполнять задание. Можно использовать следующие предметы:

·       природный материал,

·       мелкую мозаику,

·       мелкий конструктор,

·       счетные палочки,

·       контейнеры с фасолью, горохом и мелкими игрушками «Сухой бассейн»,

·       прищепки, пазлы, шнуровки, игры с карандашами, застегивание и расстегивание пуговиц, лепка, игра на нарисованном «рояле»,

·       пальчиковый театр, игры с нитками на фланелеграфе, наматывание  ниток на клубки.

 

     Подбор дидактических пособий, игр, работа с родителями, систематическое ежедневное проведение массажа, пальчиковых игр, заданий на развитие мелкой моторики рук и ручной умелости дает положительный результат.

На массаж, игры и упражнения ежедневно следует отводить 10-15 минут. Для детей с особыми потребностями важна мотивация к действию, постепенное вовлечение в процесс игры, положительная оценка самых маленьких достижений.

     Мелкая моторика в жизни и деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций.

  ü  Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

  ü   способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

  ü  обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

  Необходимо учитывать особенности детей с нарушением интеллекта: их быструю утомляемость, отвлекаемость. Достигнуть постепенного развития ручной умелости возможно в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими.

     Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук и ручной умелости у младших школьников с умственной отсталостью во взаимодействии с родителями  положительно влияет на развитие речи, а самое главное – способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

Социальный педагог

ГБУ КО ЦСПСД «Чайка»

отделения реабилитации детей и подростков с ОВЗ

Г. А. Кретова

#КомпететныйРодитель