Нормы речевого развития дошкольников

Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.

Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.

Вот нормы, как должна развиваться речь ребёнка:

·        0 мес. - один из важных показателей - крик младенца во время рождения. Самостоятельно появился ли крик малыша или была стимуляция.

·        2-3 мес. – время активного гуления. Ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м)

·        5-8 мес. – 1 год – вокализация, согласные П, Б, М, Г, К и их мягкие варианты. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык. Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.

Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. Малыш активно использует жестовую речь.

·        1 год 3 мес – 1год 8 мес – согласные М, П, Б, К ,Г, Т, Д, Н и их мягкие варианты. Ребёнок называет лица, предметы. Объединяет аморфные слова в простые фразы.

 

Ребенок к трем годам:

-        выполняет словесное поручение взрослого

  («Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;

-        знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;

-        употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д.)

-        прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;

-        наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);

-        умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);

-        умеет отвечать на вопросы взрослого.

-         

Ребенок к четырем годам:

-        правильно произносит все звуки родного языка.

-        использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.

-        составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.

-        понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.

-        правильно называет существительные в единственном и множественном числе.

-        правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.

-        пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

 

Ребенок к пяти годам:

-        правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.

-        употребляет в речи простые и сложные предложения.

-        пользуется прямой и косвенной речью.

-        поддерживает непринужденную беседу.

-        составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.

 

Ребенок к шести годам:

-        может произносить все звуки

-        владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)
-  составляет рассказы описания, по  картине, из личного опыта и т.д.


Норма усвоения звуков (по годам):

 

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 лет

4-5 лет

5-5,5 лет

 

Звуки

АОЭ

ПМБ

ИЫУ

ФВ

ТДН

КГХЙ

 

С З Ц

 

 

Ш Ж

Ч Щ

 

Л

Р

 

Если речь вашего ребёнка не соответствует выше приведённым нормам, обращайтесь за консультацией к логопеду. Очень важно вовремя провести диагностику и получить логопедическую помощь.

 

Учитель-логопед отделения

реабилитации детей и подростков

 с ОВЗ «Семицветик»

Иванова Е.А.