Обновление экспонатов этно-выставки

«ЖИЗНЬ ПРЕДКОВ» отделения реабилитации.

 

В Древней Руси обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса (что крестьянка, что царица) должна была искусно владеть ниткой и иголкой. Для детей рукоделие способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики и художественного вкуса.

Свою историю рукоделие берет со времен раннего Средневековья. Уже в то время крестьянки учились плести хотя бы простейшее кружево, чтобы обеспечивать одеждой всю семью. Состоятельные жительницы городов обзаводились наборами для вышивания крестиком. Деревенские рукодельницы обходились спицами или рамами. Русские кружева славились и в Европе. Первое упоминание о них приводится в Ипатьевской летописи конца 1420 г., где их называют «золотыми».

Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора. Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно.

С помощью наборов для вышивания мастерицы могли создать такой шедевр, который покупали за границей. Для того, чтобы работа спорилась, было принято перед ее началом обратиться к богине Макошь. Она считалась покровительницей рукоделия, торговли и урожая.
Даже после крещения Руси устоявшиеся в народе традиции сохранились. Макошь по-прежнему помогала женщинам создавать настоящие произведения искусства, часть которых иногда достигала царских апартаментов. В XV-XVI веках древнюю богиню Макошь постепенно позабыли, однако ее место заняла великомученица Параскева-Пятница. В день этой святой (14 октября по старому стилю или 28 по новому), запрещалось выполнять работы по дому, иначе могла постичь неудача.

Во времена правления Петра I мастерицы получили более высокий статус. На ярмарках и базарах стали продавать прялки и прочие приспособления европейского и китайского производств, которые упрощали труд рукодельниц. В комплект входили нити, иглы и канву.

Император велел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», благодаря чему продавать пряжу стало проще.
К тому же в школах начали проводить занятия для девушек, где их обучали работе с прялками, рамами, спицами и другими приспособлениями для творчества. Будущих мастериц учили вязать на спицах и крючком, шить одежду, штопать белье.

Рукоделие поделили на 4 отдельных направления: школьные, церковные, ремесленные поделки и работы на продажу. К последним относились кустарные крестьянские изделия. Как правило, они обеспечивали семьи мастериц предметами быта, одеждой и другими вещами.

 

Специалисты и клиенты отделения реабилитации детей и подростков с ОВЗ ГБУ КО ЦСПСД «Чайка» постарались собрать к вниманию посетителей, гостей отделения экземпляры старинных вышивок, вязания, плетения и других предметов рукоделия.

Посетителям выставки представленная информация об истории рукоделия.

Данная выставка помогает продвижению национальных культурных традиций и духовно-нравственных ценностей России, позволяет информировать людей об истории появления и использования предметов в быту, появляется интерес к этнической культуре, повышение культурного уровня населения.

 

ВЫРАЖАЕМ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ, КТО ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ПОПОЛНЕНИИ ВЫСТОВОЧНЫХ ЭКПОНАТОВ!!!

 

 

 

Зав.отделением реабилитации детей и подростков с ОВЗ

ГБУ КО ЦСПСД «Чайка»

Серегина Л.В.