Консультация для родителей

«Ребенок взял чужую вещь - что делать?»

 

     Случилось неожиданное: ребенок принес домой чужую вещь, которую взял без разрешения. Всплывает в мыслях: «Мой ребенок украл...». Не стоит впадать в отчаяние и корить себя: «Мы плохие родители!». Подумаем вместе, как предотвратить беду, что нужно делать родителям для решения этой проблемы, а от каких шагов необходимо воздержаться.

 

Чего не следует делать?

·       Не называйте ребенка «воришкой», «вором», не говорите, что не любите «плохих детей».

·       Ни в коем случае не говорите: «Я тебя не люблю». Ребенок понимает вас буквально.

·       Не угрожайте расправой, а тем более физической.

 

Что делать?

§  Сначала следует успокоиться. Хотя бы потому, что с этой проблемой сталкивается немало других семей. Это только один из жизненных уроков, которые надо пройти вместе с ребенком, поймите, что от вашей реакции на такое событие в значительной степени зависит, как будут развиваться отношения с ребенком - на основе доверия или на основе подозрения и тотального контроля.

§  Воспользуйтесь ситуацией, чтобы научить ребенка работать над собственными жизненными ошибками.

§  Дайте понять ребенку, что поможете ему выйти из ситуации достойно, и не будете упрекать его в будущем.

§  Попробуйте выяснить, что именно заставило ребенка совершить некрасивый поступок. Подумайте, какими вообще могут быть внутренние мотивы, способные побудить ребенка взять чужую вещь.

 

Вариант первый: «Не знал»

 

     Присвоение чужого может быть следствием недостаточного осознания того, что в детском саду есть игрушки - общие для всех детей, которыми каждый может играть свободно, и игрушки, которые дети приносят из дома, и которые нельзя брать без разрешения хозяина.

ü  Помогите ребенку разобраться в понятиях «мое», «твое», «чужое», «наше». Соответствующий разговор можно строить на примерах из собственной жизни. Дети высоко ценят откровенность взрослых, поэтому не следует бояться потерять авторитет через свои признания в детских ошибках, раскаянии и радости от победы над собственной слабостью. Полезным будет и чтение книг, просмотр мультиков и детских фильмов, где отражена похожая моральная коллизия.

 

Вариант второй: «Очень хочется»

 

     Другой побудительный мотив взять чужое - страстное желание иметь именно такую ​​вещь. Попав в поле зрения ребенка, желанная игрушка, книжка или иная вещь завладевает всеми его мыслями и эмоциями. Как устоять перед соблазном, когда то, о чем мечталось, вот здесь, рядом, достаточно лишь протянуть руку и можно прикоснуться, взять. Ведь так хочется! - «Я так хотела такую ​​куколку. Она такая красивая. Я не могла выпустить ее из ручек ... »- так может объяснить подобный поступок маленькая девочка.

ü  В такой ситуации следует эмоционально быть вместе с ребенком, ведь делясь своими чувствами, она рассчитывает на отзыв, понимание, поддержку и помощь. Ход беседы с ребенком зависит от особенностей высказанных ею чувств, понимания его эмоционального состояния. С этой доверчивой беседы может начаться взросление ребенка в сфере саморегуляции, что является важным свидетельством личностного развития. Саморегуляция, как и воспитание воли, начинается с умения сдерживать первый порыв, контролировать свои желания, согласовывать «хочу» и «можно - нельзя», «уместно - неуместно», «вовремя - не вовремя». Кстати, игры с правилами (лото, домино и т.д.) являются незаменимыми помощниками родителей в нелегком деле воспитания произвольного поведения, умения соблюдать правила, руководствоваться ими, овладение навыками саморегуляции, самоконтроля.

 

Вариант третий: «Робин Гуд»

 

     Некрасивый поступок может быть реакцией на оскорбительное поведение собственника вещи, который щеголял ею, выражая свое превосходство, унижал других детей, требуя «плату» за возможность поиграть интересной игрушкой. Ребенок воспринимает такую ​​ситуацию, как несправедливую, а себя видит жертвой несправедливости: «Почему у него есть, а в меня нет?! Я что - хуже? Нет! Так нечестно!» Вот примерный ход мыслей маленького «виновника» инцидента.

ü  В таком случае необходимо выяснить вместе с ребенком, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как следует поступать, а от чего нужно воздержаться, а затем научить его защищать себя и отстаивать свое достоинство, противостоять манипуляциям и провокациям.

 

Вариант четвертый: «Эй, я здесь!»

 

     Возможно, на фоне материального достатка ребенок не получает от родителей достаточной эмоционального внимания, тепла и любви. Тогда он находит еще не опробованный, но, как оказывается, довольно эффективный способ привлечь к себе их внимание, заставить сосредоточиться на своей личности: нарушает общепринятые правила поведения, сознательно игнорирует принятые требования. В такой ситуации ребенок понимает, что от нее хоть как-то зависит, что происходит в семье. Такой поступок ребенка - сигнал тревоги родителям, который мог бы звучать так: «Может, хоть теперь папа, наконец, заметит меня и оторвется от компьютера, а мама перестанет часами разговаривать по телефону и пообщается со мной. Они все же неравнодушны ко мне».

ü  Получив такой сигнал, родителям необходимо начать работу над собой и искать пути налаживания открытых, доверительных отношений в семье, равноправным членом которой является ребенок.

 

Вариант пятый: Личный пример

 

     Подумайте, не провоцируете вы ребенка на кражу собственным поведением: легкомысленным отношением к деньгам, завышением значения материальных ценностей, навязчивыми разговорами о престижных вещах, «шопоголизмом» и увлеченными просмотрами фильмов о богатой жизни и т. п.

ü  Привлекайте ребенка к обсуждению семейного бюджета и планированию расходов. Он должен знать, что деньги зарабатывают трудом, или физическим, или умственным, и одновременно учиться правильно, определять их место в системе ценностей, где приоритетным остается нематериальное - дружба, любовь, сострадание, взаимоподдержка.

 

Отделение реабилитации детей

и подростков с ОВЗ

педагог-психолог Сильченко А.Л.