Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками.
 В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка
 приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». 
 Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Развитие речи
 1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5
 названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, увеличивают словарный запас ребенка.
 2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный
 поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
 - какими словами, красками можно описать время года;
 - назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет,
 только весёлые слова;
 - расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных):
 яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
 - что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что
 делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
 3. «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут…
 ёлке.)
 5. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ
 состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
 Развитие мелкой моторики
 ·Собирать, перебирать ягоды;
 ·Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;
 ·Играть с глиной, мокрым песком;
 ·Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
 ·Бросать и ловить летающие тарелочки.
 ·Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
 ·Перебирать крупы;
 ·Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
 ·Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
 ·Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
 ·Вышивать (крупным крестиком);
 ·Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
 ·Плести из бисера;
 ·Лепить из пластилина, пластика, теста.
 Чаще читайте ребенку вслух.
 Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок
 тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
 Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. 
Родители должны помнить:
 1.Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
 2.Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению
 переходить, лишь усвоив предыдущее
 3.Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка
 4.Постоянно контролировать и исправлять речь детей, учить правильно произносить поставленные звуки в словах, фразах.
 5.Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно (например не просить ребёнка рычать, если он не произносит звук Р).
Учитель - логопед отделения 
реабилитации детей и подростков с 
ОВЗ «Семицветик» Иванова Е.А.













