Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными. Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.
Не говорить дети могут по следующим причинам: к примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. Так, если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.
Так же, если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых, все это создает «шумовую завесу», и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову.
Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие также задерживается.
Очень важно, чтобы родители принимали роль в речевом развитии малыша, а не только педагоги детских учереждений и логопеды. Самое основное для улучшение речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата. Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж.
Вот 6 несложных советов для родителя, как можно помочь ребенку в развитии речи.
1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку, хвалите за это.
2. Используйте различные игры на составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, кубики.
3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую зону в коре головного мозга. Вспомните давно забытые потешки из своего детства: «Это пальчик — бабушка, этот пальчик — дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик — мамочка, этот пальчик я — вот и вся моя семья!», «Сорока-сорока», «Мальчик-пальчик, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел», «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки…», «Под моею крышей жили – были мыши…». Также очень полезным для развития мелкой моторики является Су-джок шарик и колечки в нём.
4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова.
5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.
6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.
Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь.
Учитель-логопед ГБУ КО ЦСПСД «Чайка».
отделения реабилитации детей и подростков ОВЗ
Иванова Е.А.