Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания

 

Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Домашнее задание – важнейшее средство углубленного усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя.

У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человека. Понятно, что при этом он может учиться с различной степенью успешности по различным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, однако про него точно не скажут с тяжким вздохом: «Не хочет учиться…»

Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания не сделанным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых дней обучения.

 

Рекомендации выполнения домашнего задания, даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в 1 классе (со второго полугодия) – 1 час

во 2 классе – до 1,5 часов

в 3-4 классах – до 2 часов

в 5-6 классах – до 2,5 часов

в 7-8 классах – до 3 часов

в 9-11 – до 4 часов

Вы знаете, эти анекдоты: «Лена, скажи папе, что сегодня ему задали только четыре домашних задания, — говорит учитель ученику».

Может быть, это забавная, но отнюдь не смешная ситуация, когда ребенок приносит задания, сделанные его родителями. И это не редкость.

Родителям легче самим сделать домашнее задание, чем объяснить ребенку, как его делать. Легче самим сделать правильно что-то, чем кропотливо обучать их тому, как забивать гвозди, шить и т. д. Если поступать так, как поступают некоторые родители: «он должен сделать это на отлично, потому что он должен быть лучшим», — это в дальнейшем приведет к проблемам, которые рано и поздно появятся.

Домашнее задание задаётся ребенку, а не родителям! Конечно, это не означает, что мы должны полностью перестать контролировать этот момент, и не следить за тем, что ребёнок делает. Родитель должен быть осторожным наблюдателем и разведчиком, но все задания необходимо выполняться учеником самостоятельно.

Если ребенок только начал учиться в первом классе (особенно в первом полугодии), ему или ей по-прежнему нужна помощь. Прежде чем садиться делать домашнее задание, вам нужно поговорить с ним, что нужно сделать: совместно просмотрите учебники и тетрадки. Ребенок может рассказать, что они изучали на уроках, найдите задания, прочитайте их и объясните своими словами, что нужно сделать.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий удовольствие, и вам, и ребенку.

В процессе обучения и особенно тогда когда есть проблемы, ребенку нужна поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя все получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…», «Правильно», «Хорошо», «Молодец, ты меня радуешь» - эти формулы одобрения стандартны, и вы можете использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстегивание, замечание, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи и отбивает желание учиться и выполнять домашнее задание надолго.

Успех в решении такой сложной задачи, как преодоление трудностей ребенка в школе зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая, даже самая хорошая школа не может заменить ребенку семью, семейное воспитание.

ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К АККУРАТНОСТИ ВО ВСЕМ.

Итог выполнения домашнего задания – подготовка портфеля. Ребенок сразу после выполнения домашнего задания должен собрать портфель, проверить, все ли он сделал, подготовить все необходимое к следующему учебному дню.

Не стоит думать, что, помогая ребенку, вы лишаете его самостоятельности. Самостоятельность формируется постепенно. Не делайте за ребенка, делайте вместе с ним. Постепенно ребенок научится делать все сам!

Спец.по соц.работе

Машкова О.Н.