Как-то раз Бог остановился поговорить с маленьким ангелом, у которого не было крыльев. Бескрылый ангел удивился и спросил: «Господи, зачем я тебе? Ведь я совсем не похож на других ангелов и во мне нет ничего чудесного! Я не стану ни красивым, ни умным… Неужели мне найдется место в чьем-то сердце? Чтобы обрадоваться мне, человек сам должен быть особенным. Большинство людей при виде меня просто расстроились бы и не дали мне приюта». И тогда Бог сказал: «Твоему маленькому сердцу я дал больше любви, чем другим сердцам. И найдется семья, где будут любить и заботиться о тебе. А теперь иди, мой маленький ангел, и возьми самый главный дар, которым я мог тебя наградить. Ты Особенный, и быть знакомыми с тобой – честь для людей». 

«Такой особенный ангел»

Сэнди Икл

Ангелы без крыльев рождаются на земле, чтобы научить нас мудрости  и милосердию,  чтобы в мире бездуховности и господства материального не очерствели наши сердца, не разучились  мы любить и делать добро.

Ангелы без крыльев – это особенные дети, для которых жизнь с рождения началась с преодоления:  тяжелых недугов и болезней,  отверженности, потери связи с окружающим миром из-за невозможности жить так, как живут обычные здоровые дети.

Каждому из нас с детства знакома сказка В. П. Катаева «Цветик-семицветик», где маленькая девочка, оторвав последний лепесток от чудесного цветка, призвала на помощь  волшебство. Так, мальчик с тростью, который никогда не играл в салки, снова начал ходить. 

Жаль, что волшебные цветы нельзя получить в дар за добрые дела в обычной жизни. Ведь тогда одного лепестка хватило бы для того, чтобы более ста семидесяти детей-инвалидов  в Людиновском районе стали абсолютно здоровыми.

 В реальной жизни  «Семицветик» тоже существует,  правда, пока, он, как  и все весенние первоцветы, только начинает зарождаться под снегом, набирает силу, чтобы с первым теплом отдать свои лепестки семьям особенных детей, которые нуждаются в его помощи.

Речь пойдет об отделении реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, которое совсем недавно появилось в Центре социальной помощи семье и детям «Чайка» и скоро распахнет свои двери для первых посетителей. 

Срез проблемы

Представление об инвалидности у большинства людей до определенного времени связывалось с такими понятиями, как неполноценность, неработоспособность, иждивенчество, неприспособленность к жизни, несамостоятельность. Однако в условиях современной действительности прежние стереотипы восприятия инвалидов как людей, больных и потому являющихся обузой для общества, нуждающихся в постоянной опеке, начинает уступать место новой социальной модели инвалидности.  Положение инвалида, будь то ребенок или взрослый, неравенство которое зачастую им приходится испытывать, не всегда имеет отношение к их состоянию здоровья. Инвалидность – это то, что в большинстве случаев искусственно прибавляется путем излишней изоляции и исключения инвалидов из полноценного участия в общественной жизни.  Социальная реклама «Инвалид – не инвалид: люди так не делятся, дети так не делятся», которая в последнее время довольно часто появлялась на ТВ, как нельзя лучше отражает суть новой социальной  модели инвалидности: люди с ограниченными возможностями здоровья, могут и должны участвовать во всех сферах общественной жизни.

Особенно актуальна в настоящее время проблема детской инвалидности. Ведь от педагогической состоятельности и реабилитационной компетентности родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, во многом зависит, как сложится его дальнейшая судьба: станет ли он самостоятельным человеком с активной жизненной позицией, получит образование, освоит профессию, добьётся материальной независимости, создаст семью или же вырастет, как «тепличный цветок», в условиях гиперопеки, родительского потакания и нетребовательности.    Из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми ежедневно встречаются родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, возникает необходимость в оказании им специальной психолого-педагогической помощи. Важнейшее значение приобретает создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-развивающей среды для ребенка, способствующей раскрытию его способностей, адаптации, созданию условий для безбарьерного общения и  его дальнейшему формированию как полноценной личности.

В Калужской области с целью осуществления системных изменений в организации работы по реабилитации детей-инвалидов, по преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами и интеграции особенных детей в среду здоровых сверстников  с 2012 года реализуется межведомственная региональная программа «Шаг навстречу». Одной из её ключевых задач является  организация  отделений реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в районах Калужской области, в том числе и в Людиновском районе.

 

Особенным детям – особенная забота

В Людиновском районе отделение по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями создано при Центре социальной помощи семье и детям «Чайка». В настоящее время ведутся подготовительные работы к его открытию.  Отделение будет располагаться в помещении, ранее принадлежавшем аптеке, по ул. Кропоткина, 82.

Его работа будет направлена на осуществление комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и оказание особенным детям и их семьям широкого спектра услуг -  от  социально-психолого-педагогических до бытовых.  

С открытием отделения у родителей появится возможность улучшить здоровье детей с помощью реабилитационного оборудования, воспользоваться услугами логопеда и психолога, получить консультацию по интересующим вопросам у социального педагога, воспользоваться услугой «домашний помощник» в том случае, если маме  нужно уйти по делам, но не с кем оставить ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья   смогут посещать  сенсорную комнату и кабинет для занятий с аппаратно-программным комплексом биологической обратной связи (БОС), что в целом будет полезным для их психоэмоционального и физического состояния. Сенсорная комната предназначена для  осуществления коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере ребенка, развития познавательной деятельности, стимулирования сенсорных процессов, развития общей и мелкой моторики, коррекции двигательных нарушений.  Кабинет коррекции психоэмоционального состояния ребенка с применением  биологической обратной связи (БОС) оказывает общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка, способствует нормализации его внутреннего физиологического состояния. Биологическая обратная связь выступает в качестве средства помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями, подверженным, психическим стрессам, страдающим от чувства отчуждения и низкой самооценки.  

Родители, не имеющие возможность самостоятельно доставить ребенка-инвалида, смогут воспользоваться машиной отделения, оборудованной специальным подъемником для перевозки инвалидов-колясочников.   

Вот далеко неполный перечень услуг, которые совершено бесплатно будут предоставляться специалистами отделения детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. О том, когда состоится открытие отделения, вы, уважаемые родители, обязательно узнаете в местных СМИ.

Кроме того, для нас важно знать, в какой помощи нуждается именно Ваша семья, поэтому мы обращаемся к  Вам с просьбой высказать свои пожелания по поводу дальнейшей работы отделения. Позвоните нам по тел.: 5-06-73, 5-41-48 или заполните анкету Центра социальной помощи семье и детям «Чайка» на приеме у педиатра. Анкета выложена и на сайте ГБУ КО ЦСПСД «Чайка». Заполненную анкету вы также можете отправить на электронный адрес центра srcchaika@yandex.ru. 

Мы постараемся сделать все возможное для того, чтобы работа отделения была максимально полезной для Вас и Вашего ребенка!

 

 Зав. отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями:
  АМЕЛИНА Ирина Владимировна.