Тревожный ребёнок.

Одной из наиболее распространенных проблем,  с которой родители обращаются к специалисту,  является повышенная тревожность ребенка. 
Тревожность - повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. При чем даже если все вокруг хорошо и благополучно, ребенок может испытывать фоновое ощущение предстоящей беды (страх перед неизвестностью).

Как правило, тревожной личность становится еще в детстве. А значит родителям важно вовремя заметить у своего малыша первые признаки формирования личностной тревожности: 

 

1. частое проявление беспокойства; 
2. трудности с концентрацией внимания; 
3. повышенный тонус мышц на лице и шее; 
4. раздражительность, выраженная скованность или неусидчивость; 
5. нарушения сна; 
6. проблемы с аппетитом (изменения в пищевом поведении); 
7. низкая работоспособность; 
8. неуверенность, зажатость, чрезмерное смущение (например - смущение даже среди хорошо знакомых людей). 
9. напряженный взгляд; 
10. тихий голос; 
11. соматические расстройства организма: болезненные ощущения в животе, дискомфорт от ношения каких-либо вещей, головные боли, спазмы в дыхательных путях, жажда, сниженный тонус мышц ног; 
12. болезненная реакция на критику; 
13. склонность обвинять самого себя; 
14. критика окружающих. 

 Для тревожного ребенка окружающий мир - пугающий и враждебный. Малыш  постоянно ощущает себя подавленным, настороженно относится к окружающим и с трудом устанавливает новые контакты или избегает их вовсе. Ищет поддержку и защиту в значимом близком (как правило, в матери), зачастую демонстрирует свою беспомощность и несамостоятельность, чтобы привлечь его внимание и получить чувство защищенности. Со временем это может перерасти в заниженную самооценку, склонность к перекладыванию ответственности и несамостоятельность, стремлению занять позицию жертвы.

Рекомендации для родителей детей с  повышенным уровнем тревожности

 следите за тем, дорогие родители, чтобы фон общения с ребенком был доброжелательным, спокойным;

 будьте тактичны с ребенком, уважительно и терпеливо относитесь к его интересам, особенностям, тому, что его беспокоит, занимает его внимание.

 обратите внимание на обстановку, которая окружает ребенка дома, в детском саду, школе.  Благополучная, позитивная эмоционально обстановка, теплая, доверительная психологическая атмосфера способствует снижению тревожности ребенка, снятию психического напряжения;

• старайтесь создавать ситуации успеха. Возможность ребенка почувствовать свои успехи в какой-либо деятельности (игровой, музыкальной, изобразительной, трудовой) поможет ему поверить в свои силы, подтолкнет к проявлению инициативы…

•  необходимо подчеркивать малейшие успехи ребенка и не акцентировать внимание на неудачах в той области деятельности, которая не особо удается ребенку;

•  никогда не сравнивайте ребенка ни с кем другим. Можно только сравнить его сегодняшнего с ним вчерашним и отметить его успехи, достижения, старания;

• помогите вашему ребенку приобрести самостоятельность и независимость от кого бы то ни было. Поощряйте попытки проявления инициативы, самостоятельности. Помогите ему поверить в свои силы и возможности;

• учите ребенка активно, позитивно взаимодействовать с окружающими, не бояться проявлять инициативу в общении. Покажите на своем примере, как можно с пользой (обмениваясь положительными эмоциями, полезной информацией) обратиться и к совсем посторонним людям (продуктивный и позитивный диалог в магазине, транспорте, на улице). Вы можете давать ребенку доступные для его возраста поручения, требующие контакта с другими людьми: передать деньги продавцу, кондуктору, сказать спасибо при получении товара, спросить цену и так далее. Конечно, сначала в таких ситуациях нужно всегда быть рядом с ребенком, чтобы он чувствовал вашу поддержку и веру в него;

 ну и еще одна, очень важная рекомендация. Сделайте все возможное, дорогие родители, чтобы ваши дети не «заразились» от вас образцом тревожного поведения, если вдруг это качество – тревожность - свойственно и вашей личности.


                                   

     психолог ГБУ КО ЦСПСД «Чайка»

 А.В. Лисина

Взято с сайта https://rastivmeste.ru/

samostojatelnost-rebenka-

rekomendacii-roditeliam-po-vospitaniju