АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

 

Искусство и терапия имеют общие корни. Это касается не только музыки, танца, актерского мастерства, но и изобразительных форм. Арт-терапия – это один из наиболее эффективных способов работы с клиентами любого возраста и с любыми нарушениями, при этом для личности – это способ самораскрытия, самовыражения, развития и гармонизации личности. Каждый из нас творец и творчество приносит нам огромное удовольствие. В творчестве каждый человек получает много возможностей высказаться, выразить свои чувства и эмоции.

 Арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия подходит, как для взрослых, так и для детей. 

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. Когда человек занимается творческой деятельностью, он выражает через создаваемые им образы свое восприятие мира и свое отношение к нему. В рисунках причудливо переплетается информация, источниками которой являются как открытые, так и глубинные пласты человеческой души.

 Взрослые очень хотят помочь своим детям, но часто не знают, что убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Дети с удовольствием занимаются творчеством: рисуют, лепят, сочиняют, изображают.

 Этот приятный и не слишком травмирующий метод подходит для решения даже самых глубинных психологических проблем. Именно поэтому особенно хорошо арт-терапия подходит для детей.

Арт-терапия для детей проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.

Рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы. Процесс рисования выполняет коррекционную функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психологических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и в этом процессе "ведущий" – сам ребенок. При рисовании у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук, тактильной чувствительности, пространственного мышления, зрительно-моторной координации, глазомера. Ребенку важен не столько результат, сколько сам процесс, поэтому просто

взаимодействие с водой, красками или другими изосредствами доставляют ему удовольствие, способствуют снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов, а разнообразие предлагаемых способов и средств рисования предоставляет свободу выбора, располагает в дальнейшем к сотворчеству и творчеству.

Методы арт-терапии используются при работе с психическими травмами, при потере близкого человека, при психосоматических проявлениях, при работе с чувствами эмоциями. Арт-терапия – это лечение искусством психических или психосоматических заболеваний. Ребенок и взрослый избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, "проживая" их через творческое переживание. Я как педагог-психолог использую не первый год различные методы арт – терапии и практически всегда виден результат диагностической и коррекционной работы.

 


Педагог – психолог
Малючкова И.М.
11.02.2019г.