Как родителям помочь своему подростку

справиться с экранной зависимостью.

Тема о компьютерной зависимости сейчас востребована как никогда, и ее актуальность, к сожалению, с каждым годом растет.

Экранная зависимость уже становится видна где-то в возрасте 7–8 лет. Она формируется намного быстрее, чем все другие виды зависимости.

Меры по предотвращению зависимости желательно принимать, пока ребенок еще в дошкольном возрасте, пока это не стало для всех большой проблемой. Говоря о  ПК (персональном компьютере), подразумевается все, что связано с экраном, то есть все электронные устройства, которые доставляют ребенку радость (планшет, телевизор, смартфон, игровые приставки, персональный компьютер).

Для чего же нам нужен ПК?

Конечно, он нам нужен как для работы, так и для развлечений. Мы и наши дети черпаем из Интернета массу полезной информации, а также можем обучаться, общаться с нашими родными и близкими и благодаря ПК, можем их видеть и слышать.

Отказываться от использования ПК в современном мире, конечно, неразумно, да и не нужно. И наша задача научиться самим и научить ребенка правильно обращаться с этой техникой: во времени, в пространстве, в отношениях и воспринимать ПК как полезный инструмент, а не как тотальный «заменитель мира». Важно и необходимо научить ребенка правильно относиться к ПК.

Моя задача  — показать причины чрезмерного увлечения подростка ПК, а также обратить ваше внимание на опасность, которую несут в себе эти прогрессивные  ПК-технологии, показать, чем чревато это для подростков, и наметить пути, как можно защитить подростка от экранной зависимости.

Рассмотрим несколько основных признаков, которые относятся в  основном к подросткам:

1. Нежелание подростка отвлечься и завершить игру.

То есть на любые ограничения, связанные с запретом пользоваться планшетом, телефоном, с просмотром фильмов, подросток реагирует бурно, нервно, сильно переживает, грубит. Может плакать, бросать вещи, хлопать дверью, так как ему крайне тяжело закончить игру.

Согласитесь, когда ребенок уже подрастает, многим родителям гораздо спокойнее, когда он сидит дома и  не  надо думать и  переживать за  него, где он, чем он там занимается и во сколько придет. А дома он может задержаться в том случае, если у него есть ПК. Ну, а чем ему еще заниматься? Ну и хорошо, пусть у ПК, зато дома!

И вот экран (то есть телевизор, планшет, компьютер) начинает  доминировать над  всеми интересами нашего подростка. И  тогда можно говорить уже о зависимости… и созависимости, так как и родителям это на определенных этапах «выгодно».

2. Подросток не способен заранее запланировать, когда он закончит игру и сколько времени он на нее отведет. Он теряет контроль над временем, которое проводит у экрана.

3. Все свое свободное время подросток стремится провести у  экрана. При этом он совершенно забывает о домашних и прочих делах, в том числе об учебе. Как следствие, снижается успеваемость и в дальнейшем начинаются систематические прогулы занятий.

4. Игрок начинает нерегулярно питаться, перебивается перекусами, лишь  бы не  отрываться от  игры. Ест возле ПК  — там  уже чашки, тарелки, крошки и т. д.

5. В общественных местах, где бы он ни был, не выпускает из рук смартфон и при каждом удобном случае сразу его включает.

6. Во время игры испытывает огромный эмоциональный подъем, а по ее окончании обсуждает игру со всеми, даже с теми, кому эта тема не интересна. Общение начинает сводиться только к  обсуждению компьютерных игр, кто во что играет, кто что скачал.

7. Подросток начинает терять интерес к другим занятиям. Он ими не увлекается надолго. Все меньше стремится найти для  себя какие-то  интересные игры, его уже мало что  привлекает, кроме ПК. И  когда приходит из  школы, первым делом включает телевизор или компьютер.

8. Происходит утрата контакта с родителями. Он даже не стремится идти на контакт с ними. Что бы ему ни предлагали, ему уже все неинтересно.

Видя, что  родители не  приветствуют его чрезмерное увлечение компьютером, начинает обманывать и стремится любым путем заполучить возможность поиграть.

Конечно, родителям лучше всего не  ждать этих признаков и  симптомов у подростка, а заранее изучить все, что связано с этой темой, и помочь ему развить здоровое отношение к ПК.

Посчитайте, сколько времени:

1. Ваш подросток проводит за экраном в день в будни и отдельно в выходные.

2. Ваш подросток проводит за экраном за неделю. Первую цифру умножьте на 5, а вторую — на 2. Суммируйте их.

3. За месяц. Теперь эту цифру умножьте на 4.

4. За год. Полученную цифру умножьте на 12.

Полученные цифры можно сравнить с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Время, проводимое за компьютером:

— с 6 до 8 лет — в будни — 30 мин. (в выходные от 45 мин. до 1 часа);

— с 9 до 12 лет — в будни — 1 час (в выходные до 1–2 часов);

— с 13 до 17 лет — в будни — от 1 до 1,5 часа (в выходные 2 часа).

То есть в неделю получается:

— с 6 до 8 лет — 4 часа (в месяц 16–17 часов);

— с 9 до 12 лет — норма 9 часов (36–39 часов в месяц);

— с 13 до 17 лет — около 11 часов (44–48 часов в месяц).

Часто родители недооценивают, какой вред наносит детям это пассивное времяпровождение у экрана.

Специалисты заметили, что  с  каждым годом все больше современных детей, так называемых представителей цифрового поколения, страдают расстройством внимания. Уровень концентрации внимания у них снижается в десятки раз по сравнению с данными 10–15-летней давности. Дети страдают ухудшением памяти, когнитивными нарушениями, а также подавленностью и депрессией.

Они перестают полноценно общаться друг с другом. Не происходит общения живого между сверстниками — то, что так важно для детей и особенно для детей подросткового возраста. Ведь основная ведущая потребность в этом возрасте  — это развитие социальных навыков, умение общаться, разрешать конфликты, договариваться, идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения. То есть дети должны общаться!

Даже когда они приходят друг к другу в гости, вместо того чтобы общаться, подростки опять садятся к ПК или достают свои телефоны и начинают играть. То есть мир детей сжался до экрана смартфона.

Людям, сделавшим огромный вклад в развитие технологий, известно о разрушительном влиянии ПК на развитие ребенка больше, чем кому-либо. Эти люди очень хорошо знают, намного лучше нас с вами, какой вред может нанести детям чрезмерное увлечение ПК, какое негативное влияние это оказывает на здоровье ребенка, на формирование личности, на его характер, на взаимоотношения.

Например, дети Стива Джобса не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать в выходные дни.

Один из основателей 3D Robotics Крис Андерсон также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. У него пятеро детей, им от 7 и старше, и ограничения касаются каждого из  них. Правило Андерсона  — никаких экранов и гаджетов в спальне! Он пишет: «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей». Он даже настроил девайсы таким образом, чтобы каждым из них не могли пользоваться более двух часов в сутки.

Создатель сервисов Blogger и  Twitter Эван Уильямс разрешает своим сыновьям пользоваться своими планшетами и  смартфонами не  больше 1 часа в день. Он говорит: «В их доме сотни бумажных книг, и ребенок может читать их сколько угодно».

Исследования показывают, что дети до десяти лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них. Исследователи также говорят, что  детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами — дольше двух часов в сутки.

Для 10–14-летних детей использование ПК допускается, но только для выполнения школьных заданий.

Так какие же ловушки уводят подростка в виртуальный мир?

Чем привлекает ПК, почему он так интересен?

Давайте рассмотрим эти ловушки:

1. Нет ответственности. То есть не надо отвечать за совершенные действия и поступки.

2. Отсутствие последствий, безнаказанность.

3. Ощущение безопасности.

4. Стирается грань между реальностью и виртуальным миром.

5. Есть возможность выразить свой гнев.

6. Уходит от решения проблем.

7. Чувство всемогущества. Дает много власти. Ты хозяин положения.

8. Способ найти выход из эмоциональной разрядки и стресса. То есть таким образом снимает напряжение, волнение, тревогу.

9. Победа дается легко и быстро. Все получается. Есть возможность пережить успех.

10. Создает иллюзию самоуверенности. Сам себе выбирает роль.

Эти ловушки существуют, но почему-то не все дети попадают в эти ловушки?!

Какие не реализованные в реальном мире потребности подросток удовлетворяет, уходя «с головой» в компьютер:

— неуверенность в своих силах, неуверенность в себе;

— неумение строить отношения со сверстниками и с противоположным полом;

— жажда приключений;

— желание быть независимым. Сепарационный возраст (отделение подростка от своих родителей, от своей семьи);

— отсутствие возможности самовыразиться;

— не может организовать свое свободное время;

— чувство одиночества из-за  большой занятости взрослых. Недостаток общения с ними;

— жестокое обращение, страхи. Частые ссоры, конфликты в семье;

— подросток не чувствует, что его любят.

 

Контроль родителей.

Важно контролировать интернетную жизнь подростка.

Отслеживать его страничку, его группы в ПК, его переписку, чтобы понять, чем он там занимается.

Дети могут общаться с  опасными людьми, которые в  Интернете выдают себя за детей, а в действительности это могут быть психически больные люди, педофилы и извращенцы. Они устанавливают с ребенком контакт, а потом реализуют свои грязные замыслы.

В  том числе ситуация касается так называемых «групп смерти», подталкивающих детей и  подростков к  суициду. Там  с  детьми работают взрослые люди  — работают системно, планомерно и  четко, путем психологического воздействия шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Они работают со знанием их подростковых пристрастий и увлечений, используя любимую ими лексику и культуру.

Родителям необходимо следить за страницами «ВКонтакте», которые посещают подростки и дети. Посмотрите вместе с ними ролики и видео, которые смотрят они. Попросите их дать вам послушать те песни, которые звучат сейчас в их наушниках. Будьте к этому внимательны!

Несколько слов про сетевые игры.

Дети очень рано начинают играть в сетевые игры, и это довольно опасно. Это чревато игровой зависимостью. Производители этих игр придумывают множество различных психологических приемов, с помощью которых взрослый человек, а  уж  тем  более ребенок или  подросток сильно привязывается к ним, и он не может уже отказаться от этого.

Кроме того, он весь день ходит с  мыслями об  игре, прокручивает в  уме, как лучше пройти следующую ступень игры, чтобы не подвести команду. И, конечно, ему уже не до учебы и не до обычной жизни.

Период отделения ребенка от своих родителей длится от 3 лет и завершается в подростковом возрасте. Если не позволить ребенку взрослеть в этот период, то он для этого также будет использовать ПК. Есть такая формула народного воспитания «ОБНИМИ ПОКРЕПЧЕ (она длится от 0–3 лет), далее — ПУСТИ (в 13 лет) — и — ОТСТАНЬ (в 17 лет)».

И лишая подростка независимости, взрослые лишают его также возможности научиться нести ответственность за свои поступки.

Итак, мы с вами рассмотрели, какие нереализованные потребности подросток удовлетворяет, чрезмерно увлекаясь ПК и гаджетами.

Давайте рассмотрим, почему родители часто не могут

помочь своему подростку, у которого уже есть экранная

зависимость.

Дело в том, что детская компьютерная игровая зависимость — это заболевание. Болезнь начинает поглощать личность, и механизмы защиты уже защищают не личность человека, а его «болезнь». Поэтому бороться надо не с ребенком, а с его зависимостью.

Стыдить, стращать, вызывать чувство вины или  стыда, критиковать ребенка — это бесполезно. До здоровой личности ребенка мы так и не дойдем. У него все воспринимается через призму болезни.

Важно подростку признать свое бессилие перед зависимостью, осознать, что ПК действительно имеет на него очень большое влияние. А нам надо научить его сотрудничать с ней.

Пошаговый алгоритм действий, как же можно помочь подростку в этой ситуации:

1. Первый шаг — «ломка».

Важно понимать, что  при  освобождении от  компьютерной зависимости, как и от любой другой (алкогольной, наркотической), начинается «ломка».

Важно поддержать ребенка в этот нелегкий для него период. Родитель должен показать ребенку, что он тоже заинтересован в том, чтобы у него все получилось, что он понимает его, верит в его силы. Надо вместе проходить этот путь.

Важен наш мотив! «Я не хочу делать тебе больно, но я хочу тебе помогать. От  этого зависит твоя жизнь. Когда я  накладываю ограничения, прими это как факт». То есть в данной ситуации важен наш мотив — для чего мы это делаем! Ограничивать, забирать, лишать нужно, но делать это корректно. Не ломиться в его мир, а помогать.

Подростку нужна поддержка, нужна наша помощь, доброта, ласка, любовь, забота. Мы как родитель поступаем из состояния любви к нему. Мы так делаем, потому что любим его, мы за него переживаем, болеем всей душой, потому что нам не все равно, потому что мы как родители заботимся о нем. А не потому, что хотим его наказать, подчинить себе, заставить что-то делать. И он должен это видеть и понимать.

2. Следующий шаг  — отобрали (ограничили) ПК  — значит, надо что-то дать взамен.

Если вы говорите: «Так нельзя», — то возникает вопрос: «А как можно?». Обязательно надо предложить что-то взамен. Куда-то вести, чем-то заинтересовывать. Хотя ему вначале это и  неинтересно, важно, чтобы он видел этот мир. Ему нужно показать, что на свете есть много других интереснейших вещей, что  вокруг него живут любящие его люди, которые готовы проводить с ним досуг.

Например, летом можно организовать прогулку в  парке, пикник на  траве, катание на велосипедах, на роликах. Зимой — прогулку на лыжах. Ходить в кино, это очень хороший вариант для общения. В выходные можно готовить вместе на кухне, особенно на праздники. Поверьте, это очень сближает и создает радостную атмосферу в семье.

3. Третий шаг — будьте вместе, а не рядом.

Рядом, это когда, например, ребенок рядом с  вами сидит на  кухне, а  вы в это время кушать готовите.

А вместе, это когда вы полностью принадлежите ему, не отвлекаясь на другие дела. Родителю важно найти в течение дня хотя бы 20–30 мин., когда он полностью будет принадлежать ребенку. Для детей независимо от их возраста это имеет очень большое значение.

Если мы хотим занимать место в жизни подростка, то надо изучать его интересы и проводить с ним вместе время в его интересах. Ему не столько важна продолжительность общения с нами, сколько интенсивность.

Можно вместе поиграть в его игры. Попытаться понять, что его интересует в соц. сетях. Попытаться вникнуть в суть игры, таким образом разделив интересы подростка. Это тоже сближает его с родителями, увеличивает степень доверия к ним.

4. Следующий шаг — учите его выражать свои чувства.

Умение выражать свои чувства повышает у ребенка (да и у взрослого) уверенность в себе.

Как научить подростка выражать свои чувства?

— Научитесь принимать любые его чувства без  осуждения и  нравоучений.

— Поощряйте подростка к выражению чувств.

— Объясните подростку, что все его чувства очень важны для вас.

— Не бойтесь извиняться, просить прощения за грубость, подробно рассказывать о том, что вы чувствовали и почему повели себя именно так.

Хорошо почитать следующую литературу:

1. Ю. Б. Гиппенрейтер. «Общаться с ребенком. Как?»

2. Росс Кэмпбелл. «Как справляться с гневом ребенка».

Вечерние посиделки-«пятиминутки». Семейная традиция каждый вечер собираться на 5 минут и делиться своими впечатлениями, эмоциями. Вы можете рассказать, что больше всего вас впечатлило, рассмешило, порадовало, удивило в этот день. И так делится каждый член семьи.

5. Введите правила для подростка:

— запрещайте подростку играть в компьютерные игры перед сном;

— компьютер не должен находиться в спальне подростка;

— учите подростка контролировать время, проводимое за компьютером (будильник);

— оговаривайте время игры подростка за компьютером;

— учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера;

— сразу после пребывания подростка у  компьютера переключите его внимание на другое интересное занятие, а не отправляйте его в «никуда»;

— подростку в те дни, когда он занимается с компьютером, не надо отдыхать у экрана телевизора;

— полезно устраивать «разгрузочные дни», когда компьютер просто не включается.

Данные рекомендации помогут родителям и взрослым, окружающим подростка, в профилактике и преодолении его экранной зависимости.

Педагог-психолог Н.П. Хрущева
По материалам книги
"Молодежь: противодействие соблазнам и рискам
современной жизни"
психолога С.А. Курбатовой
30.11.2018