Про детей с «молчаливым  поведением»

За последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Есть дети практически неговорящие и дети, имеющие значительные отклонения в развитии речи.

В норме период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Окружающие люди начинают понимать речь ребенка, но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги «клой»- открой, «сото»- высоко, вставляют лишние звуки «таньканчик»- стаканчик. Грамматический строй: На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Он пользуется как однословными предложениями «Мосьно?» — Можно? так и предложениями из нескольких слов «Мама будет умываца» — Мама будет умываться. Речь детей несовершенна. Они допускают ошибки: -в роде существительных «Куда папа посола?» — Куда папа пошел? -числе и падеже «Вот лубасек» — и Вот рубашка -не всегда употребляют союзы и предлоги «Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает, «Кису каду паток»- Кошку кладу в платок. Звукопроизношение: Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (П,ПЬ,Б,БЬ,М,МЬ), губно-зубные (Ф,ФЬ,В,ВЬ), переднеязычные (Т,ТЬ,Д,ДЬ,Н,НЬ,СЬ,ЛЬ),заднеязычные (К,КЬ,Г,ГЬ,Х,ХЬ). Свистящие (С,З,ЗЬ,Ц),шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ) и сонорные (Р,РЬ,Л) он обычно или пропускает или заменяет : С на СЬ, ФЬ; З — СЬ,В; Ц – ТЬ; Ш –СЬ,ТЬ; Ж-СЬ, ДЬ; Ч-ТЬ,Щ-ТЬ,Р-ЛЬ. Основная задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову. С ребенком надо много разговаривать, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил. Надо избегать длинных фраз, выделяя главные слова, произносить их громко и отчетливо.

Малыша следует чаще подбадривать, хвалить за каждый успех. Малыш будет говорить так, как говорят вокруг него. От взрослых зависит, как скоро их ребенок станет говорить ясно и красиво.

Когда нужно бить тревогу?

·        Ребенок молчит, отворачивается, когда его спрашивают: «Как тебя зовут?». В его активе только «мама, папа, би-би» да еще несколько слов. Речь носит лепетный характер.

·        Ребенок называет одним словом разные предметы («кика» - это и кошка, и конфета, и пирамидка).

·        Ребенок мычит и показывает пальцем, если что-то нужно.

·        Речь появилась, ребенок говорил слова и даже короткую фразу, но затем произошло «затухание» речи и он замолчал.

·        Ребенок говорит, но его речь похожа на речь иностранца, ничего не понятно.

Если Вы обнаружили хотя бы один признак – не жди те чуда! Ребенок нуждается в помощи. Посетите:

·        Невролога

·        Сурдолога

·        Психотерапевта

·        Остеопата



 Самохина М.В., учитель-логопед