КАК УЧАТСЯ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ

 

В последнее время написано довольно много статей о раннем развитии детей. В них рассматриваются вопросы о том, как выбрать время для занятий, чем заниматься и во что играть, предлагаются разнообразные игры, сравниваются и анализируются разные системы раннего развития, для того, чтобы помочь молодым родителям правильно развивать своего ребенка.

 

Здесь хочется остановиться на еще одном важном аспекте раннего развития – отношениях между мамой и ребенком, которые способствуют развитию ребенка. Известно, что именно мама – первый «учитель» ребенка. Как же она может «учить» своего малыша? Нужно ли ей знать какие-то методики? Может быть ей придется проводить с ним специальные занятия?

 

Научные исследования говорят, что маленькие дети учатся через общение, наблюдение, подражание, игру и исследование. Следовательно, чтобы ребенок развивался нужно:

-       Чтобы ему было с кем общаться и о чем общаться. И это, конечно же, мама, которая говорит с ребенком, рассказывает ему о мире, слушает ребенка, пытается понять его.

-       Чтобы ему было за кем и за чем наблюдать. В раннем возрасте, это опять мама, малыш смотрит, что она делает, как она делает. Ребенок  вместе с мамой наблюдает за миром, и именно мама в первое время направляет внимание ребенка, она покажет ему собачку, подъемный кран, поезд и т.д.

-       Часто родители с удивлением замечают, как ребенок начинает что-то делать, а его никто этому не учил, например, пить чай ложкой или макать сухарик в чай, как будто бы «читать» книжку. Это еще один довольно значимый в раннем возрасте способ обучения – подражание. Находясь с мамой целый день и наблюдая за ней, ребенок усваивает готовые сценки из жизни (так устроено его познание): как здороваться и вести себя за столом, умываться и общаться.

-       Играя, ребенок исследует окружающий мир и добывает знания о нем. С кем и во что играть ребенку раннего возраста, что исследовать? В первую очередь, ребенок играет с мамой, она становится его первым партнером по игре и обеспечивает ему увлекательные игровые приключения.

 

Важное условие - ребенок будет учиться, когда ему хорошо и спокойно, когда ему не нужно тревожиться, в том состоянии, которое мы называем «эмоциональным благополучием». Когда мама спокойна и может наслаждаться просто игрой или общением с ребенком, веря, что именно в этой деятельности ребенок развивается лучше всего.

 

Ситуации экзамена, которые часто создают родители, бесконечно контролируя детей вопросами типа «какого цвета?», «кто это нарисован?», «где большой?» создают для ребенка с одной стороны стресс, с другой стороны отупляют его, включают механизмы сопротивления. Ведь часто малыш уже знает ответы на эти вопросы и бесконечное повторение известного не является развивающим.

 

Маленьким детям для развития нужны проблемы для решения, а не знания для запоминания. Через решение проблем дети приобретают большее количество полезных знаний, чем через простое механическое запоминание их.

 

В отличие от традиционных представлений об обучении маленьких детей, когда взрослые авторитарно решали чему и как учить детей, в настоящее время все шире распространяется гуманистический подход, в котором взрослые верят, что в каждом ребенке природой заложено очень сильное стремление учиться, они любознательны и активны. Дети сами хотят определять, во что они будут играть и чему они будут в это время учиться.

 

Лучшими развивающими отношениями являются отношения доверия, когда мама верит в способность ребенка к саморазвитию и следует за его активностью и инициативой. Она рядом, поддерживает ребенка, участвует в его игре и, тем самым способствует его успешному раннему развитию.

 

Зачастую мамы понимают, что нужно довериться ребенку, но не знают как. Понимают, что ребенок в состоянии сам выбрать для себя игру, но не знают, как правильно это организовать, какую среду для него выбрать, какие игрушки для ребенка выбирать и как в них вообще играть. Всему этому родители смогут научиться у специалистов – педагогов и психологов.

 

Каждая мама знает, насколько сильна инициатива в ребенке, когда он хочет во что-то играть, как долго и увлеченно ребенок играет в то, что ему интересно. И, если мама не доверяет ребенку право выбора игры, навязывает ему свои игры, игнорируя инициативу и интересы ребенка, она сильно тормозит его развитие. Силы ребенка, как правило, уходят либо на то, чтобы усмирить свои интересы и подчиниться маме (растим пассивного ребенка – «поиграй со мной», «я не знаю, как играть», «я не умею»), либо на борьбу с мамой (прививаем привычку сопротивляться и спорить).

 

Важно также, чтобы у ребенка было во что играть, это вопрос создания развивающей стимулирующей окружающей среды, соответствующей возрасту и интересам ребенка. И это отдельный разговор.

 

 

Кретова Г.А.