Протяните руку Ангелам без крыльев. 

 Вместо предисловия …

Как-то раз Бог остановился поговорить с маленьким ангелом, у которого не было крыльев. Бескрылый ангел удивился и спросил: «Господи, зачем я тебе? Ведь я совсем не похож на других ангелов и во мне нет ничего чудесного! Я не стану ни красивым, ни умным… Неужели мне найдется место в чьем-то сердце? Чтобы обрадоваться мне, человек сам должен быть особенным. Большинство людей при виде меня просто расстроились бы и не дали мне приюта». И тогда Бог сказал: «Твоему маленькому сердцу я дал больше любви, чем другим сердцам. И найдется семья, где будут любить и заботиться о тебе. А теперь иди, мой маленький ангел, и возьми самый главный дар, которым я мог тебя наградить. Ты Особенный, и быть знакомыми с тобой – честь для людей».

«Такой особенный ангел»

Сэнди Икл

Ангелы без крыльев рождаются на земле, чтобы научить нас мудрости  и милосердию,  чтобы в мире бездуховности и господства материального не очерствели наши сердца, не разучились  мы любить и делать добро.

Ангелы без крыльев – это особенные дети, для которых жизнь с рождения началась с преодоления:  тяжелых недугов и болезней,  отверженности, потери связи с окружающим миром из-за невозможности жить так, как живут обычные здоровые дети.

Каждому из нас с детства знакома сказка В. П. Катаева «Цветик-семицветик», где маленькая девочка, оторвав последний лепесток от чудесного цветка, призвала на помощь  волшебство. Так, мальчик с тростью, который никогда не играл в салки, снова начал ходить. 

Жаль, что волшебные цветы нельзя получить в дар за добрые дела в обычной жизни. Ведь тогда одного лепестка хватило бы для того, чтобы более ста семидесяти детей-инвалидов  в Людиновском районе стали абсолютно здоровыми.

 В реальной жизни  «Семицветик» тоже существует,  правда, пока, он, как  и все весенние первоцветы, только начинает зарождаться под снегом, набирает силу, чтобы с первым теплом отдать свои лепестки семьям особенных детей, которые нуждаются в его помощи.

Речь пойдет об отделении реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, которое совсем недавно появилось в Центре социальной помощи семье и детям «Чайка» и скоро распахнет свои двери для первых посетителей. 

Срез проблемы

Представление об инвалидности у большинства людей до определенного времени связывалось с такими понятиями, как неполноценность, неработоспособность, иждивенчество, неприспособленность к жизни, несамостоятельность. Однако в условиях современной действительности прежние стереотипы восприятия инвалидов как людей, больных и потому являющихся обузой для общества, нуждающихся в постоянной опеке, начинает уступать место новой социальной модели инвалидности.  Положение инвалида, будь то ребенок или взрослый, неравенство которое зачастую им приходится испытывать, не всегда имеет отношение к их состоянию здоровья. Инвалидность – это то, что в большинстве случаев искусственно прибавляется путем излишней изоляции и исключения инвалидов из полноценного участия в общественной жизни.  Социальная реклама «Инвалид – не инвалид: люди так не делятся, дети так не делятся», которая в последнее время довольно часто появлялась на ТВ, как нельзя лучше отражает суть новой социальной  модели инвалидности: люди с ограниченными возможностями здоровья, могут и должны участвовать во всех сферах общественной жизни.

Особенно актуальна в настоящее время проблема детской инвалидности. Ведь от педагогической состоятельности и реабилитационной компетентности родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, во многом зависит, как сложится его дальнейшая судьба: станет ли он самостоятельным человеком с активной жизненной позицией, получит образование, освоит профессию, добьётся материальной независимости, создаст семью или же вырастет, как «тепличный цветок», в условиях гиперопеки, родительского потакания и нетребовательности.    Из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми ежедневно встречаются родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, возникает необходимость в оказании им специальной психолого-педагогической помощи. Важнейшее значение приобретает создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-развивающей среды для ребенка, способствующей раскрытию его способностей, адаптации, созданию условий для безбарьерного общения и  его дальнейшему формированию как полноценной личности.

В Калужской области с целью осуществления системных изменений в организации работы по реабилитации детей-инвалидов, по преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами и интеграции особенных детей в среду здоровых сверстников  с 2012 года реализуется межведомственная региональная программа «Шаг навстречу». Одной из её ключевых задач является  организация  отделений реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в районах Калужской области, в том числе и в Людиновском районе.

                                                   Особенным детям – особенная забота

В Людиновском районе отделение по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями создано при Центре социальной помощи семье и детям «Чайка». В настоящее время ведутся подготовительные работы к его открытию.  Отделение будет располагаться в помещении, ранее принадлежавшем аптеке, по ул. Кропоткина, 82.

Его работа будет направлена на осуществление комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и оказание особенным детям и их семьям широкого спектра услуг -  от  социально-психолого-педагогических до бытовых.  

 

С открытием отделения у родителей появится возможность улучшить здоровье детей с помощью реабилитационного оборудования, воспользоваться услугами логопеда и психолога, получить консультацию по интересующим вопросам у социального педагога, воспользоваться услугой «домашний помощник» в том случае, если маме  нужно уйти по делам, но не с кем оставить ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья   смогут посещать  сенсорную комнату и кабинет для занятий с аппаратно-программным комплексом биологической обратной связи (БОС), что в целом будет полезным для их психоэмоционального и физического состояния. Сенсорная комната предназначена для  осуществления коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере ребенка, развития познавательной деятельности, стимулирования сенсорных процессов, развития общей и мелкой моторики, коррекции двигательных нарушений.  Кабинет коррекции психоэмоционального состояния ребенка с применением  биологической обратной связи (БОС) оказывает общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка, способствует нормализации его внутреннего физиологического состояния. Биологическая обратная связь выступает в качестве средства помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями, подверженным, психическим стрессам, страдающим от чувства отчуждения и низкой самооценки.  

 

Родители, не имеющие возможность самостоятельно доставить ребенка-инвалида, смогут воспользоваться машиной отделения, оборудованной специальным подъемником для перевозки инвалидов-колясочников.   

Вот далеко неполный перечень услуг, которые совершено бесплатно будут предоставляться специалистами отделения детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. О том, когда состоится открытие отделения, вы, уважаемые родители, обязательно узнаете в местных СМИ.

 

Кроме того, для нас важно знать, в какой помощи нуждается именно Ваша семья, поэтому мы обращаемся к  Вам с просьбой высказать свои пожелания по поводу дальнейшей работы отделения. Позвоните нам по тел.: 5-06-73, 5-41-48 или заполните анкету Центра социальной помощи семье и детям «Чайка» на приеме у педиатра. Анкета выложена и на сайте ГБУ КО ЦСПСД «Чайка». Заполненную анкету вы также можете отправить на электронный адрес центра srcchaika@yandex.ru. 

Мы постараемся сделать все возможное для того, чтобы работа отделения была максимально полезной для Вас и Вашего ребенка!

 

АНКЕТА-ОПРОС

по выявлению потребностей в социальных услугах семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

 

1.      Ф.И.О. родителей (законных представителей)*:

Мама:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Папа:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.      Адрес проживания и телефон*:

 

Ребенок зарегистрирован:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Проживает: __________________________________________________________________________

 

 

3.      Ф.И.О. ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья*:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

 

4.      Возраст ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

5.      Диагноз с указанием ограничений возможностей (речь, передвижение, т. д.):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

6.      Оформлена ли у ребенка инвалидность? Группа инвалидности. В случае если инвалидность не оформлена, укажите причину.

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7.      Имеются ли братья и сестры у ребенка с ограниченными возможностями здоровья? Укажите их Ф.И.О. и возраст*.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

8.      С семьей также совместно проживают:

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.      Ваша семья:

 

- полная,

- неполная,

- многодетная,

- приемная.

 

10.   Ваш ребенок  обучается:

- в домашних условиях;

- посещает обычную школу, наряду со здоровыми сверстниками;

- обучается в домашних условиях, но хотел бы посещать обычную школу.

 

11.  Обучается в образовательном учреждении (посещает дошкольное образовательное учреждение):

 

Детский сад: ______________________________________________________________________

Школа: ___________________________________________________________________________

Училище:_________________________________________________________________________

Техникум: ________________________________________________________________________

 

12.  Владеет ли Ваш ребенок навыками самообслуживания? Как Вы считает, насколько он самостоятелен?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13.   Какие увлечения есть у Вашего ребенка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

14.    Какие спортивные и культурные учреждения для Вас доступны, укажите, в каких секциях и кружках занимается Ваш ребенок? В том случае, если ребенок не посещает учреждения дополнительного образования, укажите причину?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15.    Удовлетворены ли Вы образовательным процессом Вашего ребенка?

_____________________________________________________________________________________

 

16.   Какие способности Вам хотелось бы в нем развивать дополнительно?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

17.   Есть ли у Вашего ребенка друзья? Как часто он общается с ними?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

18.   Использует ли Ваш ребенок для общения Интернет?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

19.    Охотно ли Ваш ребенок идет на контакт?  Вам бы хотелось, чтобы в дальнейшем Вашего ребенка периодически посещали участники волонтерского движения или сверстники, желающие чем-то помочь и подружиться с Вашим ребенком? 

_____________________________________________________________________________________

20.   О чем мечтает Ваш ребенок, каким представляется ему будущее?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

21.   Что планирует делать Ваш ребенок после окончания обучения?

_____________________________________________________________________________________

 

22.   Какую профессию хотел бы получить?

_____________________________________________________________________________________

  Реально ли получение этой профессии?

_____________________________________________________________________________________

 

23.   Сможет ли применить ее в дальнейшей самостоятельной жизни?

_____________________________________________________________________________________

 

 

24.   Кто осуществляет основной уход за ребенком с ограниченными возможностями здоровья?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  

     25. Мама (либо лицо осуществляющее уход):

- готова ли работать на полной занятости (кем):____________________________________________

- готова ли работать на частичной занятости (кем):_________________________________________

- готова ли работать на надомной работе (кем):_____________________________________________

- хотела бы пройти переподготовку и освоить новую специальность___________________________

_____________________________________________________________________________________ 

 

26. Участвует ли отец в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья и уходе за ним:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

27.   Отношения в Вашей семье:

- доброжелательные,

- напряженные.

    

28.   В какой помощи нуждается Ваша семья?

- педагогической,

- психологической,

- юридической,

- материальной,

- бытовой.

 

29.   Готовы ли Вы поделиться опытом в решении каких-либо проблем, касающихся воспитания, обучения и оздоровления ребенка, с другими родителями, столкнувшимися с такими же проблемами?

 

_____________________________________________________________________________________ 

 

30.   Кто из родителей  в семье работает и где (укажите место работы)*:

 

Место работы мамы: __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Место работы папы:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

31.  Как Вы оцениваете уровень достатка Вашей семьи? Нуждается ли Ваша семья  в оказании дополнительной материальной помощи?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

32.   Как Вы относитесь к услуге «домашний помощник», была бы она полезной для Вас?

 

_____________________________________________________________________________________

 

33.   В каких учреждениях Вы осуществляете реабилитацию ребенка и с какой периодичностью в течение года?

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

34.    В услугах каких специалистов нуждается Ваш ребенок?

- логопед,

- психолог,

- дефектолог,

- массажист,

- инструктор ЛФК,

- инструктор по плаванию,

- другие специалисты

_________________________________________________________________________________

 

35.   Применение  какого реабилитационного оборудования рекомендовано Вашему ребенку?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

36.   Оборудован ли подъезд дома (придомовая территория) для детей с огарниченными возможностями здоровья? Требуется ли такое оборудование  в Вашем доме (поручни, пандусы и пр.)?

_________________________________________________________________________________

 

 

37.  Желаете ли Вы в дальнейшем получать услуги отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями?

 

_____________________________________________________________________________________

 

 

Информация, содержащаяся в данной анкете, является строго конфиденциальной и не подлежит разглашению. Сотрудники отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями ГБУКО ЦСПСД «Чайка» несут ответственность за разглашение сведений, являющихся персональными данными респондентов, предусмотренную локальными нормативными актами учреждения и действующим законодательством Российской Федерации.   

 

 

Пункты, обозначенные звездочкой, заполняются респондентами по желанию и не являются обязательными для заполнения.  В том случае, если в  графе «Ф.И.О. ребенка» респондент не считает нужным указывать полные сведения, желательно указать имя ребенка.

 

За дополнительной информацией обращаться:

 

Центр социальной помощи семье и детям «Чайка»

 тел. 5-06-73

 

Заведующая отделением реабилитации

для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

И.В. Амелина 

тел. 8-920-897-27-57

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСИЕ

на обработку персональных данных

Я, ___________________________________________________________________________________,                                    (ФИО родителя или законного представителя ребенка)

зарегистрированный (ая) по адресу_______________________________________________________________,

проживающий(ая) по адресу____________________________________________________________________,

являясь родителем (законным представителем) ребенка _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________,                                                            (ФИО ребенка, дата рождения)

в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006  №152-ФЗ «О персональных данных»,  даю своё согласие директору ГБУ КО « ЦСПСД « Чайка»  Е.М. Кузнецовой по отношению  к моему ребенку________________________________________________________________________________                                                                     (ФИО ребенка, дата рождения)

  1. на обработку персональных данных;

                                                           

Настоящее согласие действует в течение всего срока действия договора на обслуживании ребенка на отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными  возможностями здоровья  в ГБУ КО « ЦСПСД Чайка»

 

Дата____________________                                                                          Подпись_________________________

                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ирина АМЕЛИНА